Курс «Основы педагогической практики» разработан для учащихся 10-11-х классов как профориентационный на педагогическую профессию, а также как предпрофильная подготовка социально-гуманитарной направленности.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (34 ч. - 1 час в неделю в 10-м классе и 34 ч. - 1 час в неделю в 11-м классе).
Цель курса: актуализация процессов профессионального самоопределения старшеклассников, включение учащихся в деятельность, максимально приближенную к педагогической.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;
- определение социально-значимых компетенций, необходимых будущему педагогу;
- развитие навыков позитивного взаимодействия в группе и взаимопонимания;
- развитие организационной компетентности учащихся;
- развитие интереса к педагогическому труду;
- осознанный выбор профиля или профессии.
В содержании курса входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники получили представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя-предметника и классного руководителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу ситуаций и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.
Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения. Итоговая зачетная работа может быть представлена в виде индивидуального проекта.
Практическая деятельность учащихся проходит во внеурочное время: проведение классных часов, шефство в младших классах, организация встреч с интересными людьми.
На практических занятиях обсуждаться отдельные работы выдающихся педагогов по вопросам воспитания, произведения художественной литературы.
Предполагаемые образовательные результаты:
- развивается самостоятельность мышления учащихся, приобретаются новые коммуникативные качества, повышается мотивация к самообразованию и творчеству;
- эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных взаимоотношений;
- профессиональное самоопределение школьника;
- практические навыки организации внеклассной деятельности.
Основной способ оценивания результативности учащихся: педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, выполнения и защита выполняемых заданий и проектов. Учитывая цели проведения аттестации, целесообразно выставлять «зачет - незачет». При этом следует учитывать, что выставление оценки «незачет» означает установление профессиональной непригодности или является реакцией на отношение ученика к изучаемому предмету, т.е. оценка «незачет» может быть выставлена ученику в исключительных случаях.
Формы проведения занятий: беседа, лекция, диспут, тренинг общения, ролевая игра, посещение уроков, творческий экзамен
Тематическое содержание курса «Педагогическая практика»
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с учащимися путем беседы или анкетирования. Выявление педагогических интересов и педагогической направленности. Рейтинг-опрос "Мой ценности".
Практическое задание. Каждый школьник получает индивидуальное задание: подготовка классного часа (праздника) в начальной школе по выбранной теме. В конце курса проводится защита и анализ мероприятия.
Тема 2. Образ современного педагога. (1 часа)
Профессия и специальность. Профессии типа "Человек-Человек". Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности.
Тема 3. Личность учителя и требования к ней (1 часа)
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-эмоциональная воспитанность.
Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.
Задание для самостоятельной работы. Написать эссе "Каким должен быть современный учитель?"
Тема 4. Педагогические способности (1 часа)
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес, склонность к педагогической работе - условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.
Профессиограмма учителя. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: техники нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.
Практическое задание. Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций.
Тема 5. Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия (2 часа)
Общее понятие о деятельности. Субъекты и объекты педагогического взаимодействия. Стили педагогического взаимодействия: репродуктивно-авторитарный, свободно-либеральный, демократический, творческое взаимодействие.Педагогическое мастерство. Индивидуальный подход к детям. Особенности работы с детьми разных возрастных периодов.
Практическое задание. Анализ педагогических ситуаций. Наблюдение и анализ стилей педагогического общения учителей школы.
Задания для самостоятельной работы. Описание возрастных особенностей школьников младших классов.
Тема 6. Педагогические пробы (3 часа)
Решение педагогических ситуаций
Тема 7. Педагогические мастерские (15 часов)
Посещение занятий по организованной образовательной деятельности (ООД) в дошкольной образовательной организации и уроков учителей в общеобразовательной школе с последующим обсуждением. Составление конспекта урока (занятия по ООД). Проведение урока (занятия) на своих сверстниках с последующим обсуждением.
Практическое задание: проведение урока (занятия) с детьми в образовательных организациях. Анализ проведенного мероприятия (урока) по схеме, предложенной учителем.
Тема 8. Содержание работы и функции классного руководителя (1 час)
Ценностное отношение к Человеку и Обществу, социально-этическое развитие школьника - цель деятельности классного руководителя. Педагогическая поддержка.
Функции классного руководителя: организация жизнедеятельности детей; разностороннее развитие через организацию предметной деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной);организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Практическое задание. Подготовить и защитить проект "Классная комната, в которой бы мне было хорошо". Повести анкетирование класса "Круг наших интересов".
Задания для самостоятельной работы. Организовать встречу с интересным человеком "Вглядываясь в судьбу".
Тема 9. Практические навыки помощника классного руководителя (2 часа)
Краткая характеристика основных видов общественных поручений школьников, имеющих педагогический характер.Помощь классному руководителю в организации внеучебной деятельности класса. Этапы подготовки классного часа.
Элементы педагогического труда в работе ученического коллектива. Виды общественных поручений в классе: консультант по предмету, редактор стенгазеты, член школьного актива, экскурсовод школьного музея и др.
Педагогические требования к общественным поручениям школьников: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, постепенное усложнение видов деятельности, систематическая учеба.
Практическое задание. Составление плана внеучебной работы моего класса на основе анкетирования интересов одноклассников и школьной программы воспитания.
Тема 10. Аттестации обучающихся Проведение мероприятий (4 часа)
Аттестация проводится в форме творческого зачета, написания учащимися эссе или подготовка презентации. Организация проведения зачет - процедура, в которой заинтересован сам обучающийся. Это имеет принципиальное значение, т.к. именно во время успешного выступления у подростка складывается желание стать учителем. Творческое задание, представляющее самостоятельно подготовленное обучающимся мероприятие: урок, классный час или праздник в начальной школе, детском саду по выбранной теме; монологическое выступление по выбранной им теме.
Тема 11. Заключительное занятие (1 час)
Подведение итогов занятий. Обсуждение проведенных мероприятий в начальной школе. Рейтинг творческих работ. Аттестация учащихся.
Тематическое содержание курса «Педагогическая практика»
11 класс
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие
Тема 2. Документация преподавателя. (1 час). Классные журналы, учебные и рабочие программы, УМК по учебной дисциплине, планы практики, план воспитательной работы классного руководителя и др.
Тема 3. Современные технологии, используемые в работе педагога. (1 час)
Тема 4. Педагогические мастерские. (25 часов)
Урок: типология и структура уроков. Тема, цель и задачи урока. Постановка, определение Конструирование элементов урока Посещение уроков на базе школы в начальных классах или занятий организованной образовательной деятельностью в дошкольной организации (пассивная практика)Анализ посещенных уроков (занятий)Подготовка конспекта урока, анализ конспекта урока с преподавателем-предметником.
Практическое задание. Проведение урока по подготовленному конспекту. Анализ урока с преподавателем. Оценка урока. Самостоятельное проведение уроков (элементов уроков)с обучающимися начальных классов, воспитанниками дошкольной образовательной организации. Анализ и корректировка планов проведенных уроков (занятий).
Самостоятельное проведение внеклассных мероприятий с обучающимися начальных классов, воспитанниками дошкольной образовательной организации. Анализ и корректировка планов проведенных мероприятий
Тема 5. Защита творческих работ (3 часа)
Защита творческих работ предполагает представить самостоятельно подготовленное обучающимся мероприятие: урок, классный час или праздник в начальной школе, детском саду по выбранной теме; монологическое выступление по выбранной им теме, самоанализ работы и ее результата.
Тема 6. Заключительное занятие (1 час)
Подведение итогов занятий. Обсуждение проведенных мероприятий. Рейтинг творческих работ. Аттестация учащихся.
Календарно-тематический план курса «Основы педагогической практики»
10 класс
|
Дата проведения |
Тема |
Примечание |
|
|
По плану |
По факту |
|
|
1 |
|
|
Вводное занятие |
|
|
|
|
Образ современного педагога. |
|
2 |
|
|
Профессия и специальность. |
|
|
|
|
Личность учителя и требования к ней |
|
3 |
|
|
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога |
|
|
|
|
Педагогические способности |
|
4 |
|
|
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес, склонность к педагогической работе |
|
|
|
|
Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия |
|
5-6 |
|
|
Общее понятие о деятельности. Субъекты и объекты педагогического взаимодействия |
|
|
|
|
Педагогические пробы (3ч) |
|
7-9 |
|
|
Решение педагогических ситуаций |
|
|
|
|
Педагогические мастерские (15 ч) |
|
10-12 |
|
|
Посещение уроков на базе школы в начальных классах или занятий организованной образовательной деятельностью в дошкольной организации (пассивная практика) и их анализ. Наблюдение, анализ уроков. |
|
13-15 |
|
|
Разработка элементов конспектов занятий |
|
16-17 |
|
|
Подготовка учебно-методических материалов |
|
18-19 |
|
|
Подготовка контрольно-измерительных материалов |
|
20-22 |
|
|
Подготовка и анализ элементов уроков |
|
23-24 |
|
|
Проведение уроков или их элементов |
|
|
|
|
Содержание работы и функции классного руководителя(1ч) |
|
26 |
|
|
Ценностное отношение к Человеку и Обществу, социально-этическое развитие школьника - цель деятельности классного руководителя. Педагогическая поддержка. Функции классного руководителя: |
|
|
|
|
Практические навыки помощника классного руководителя(2ч) |
|
27-28 |
|
|
Этапы подготовки классного часа. Виды общественных поручений в классе. Педагогические требования к общественным поручениям школьников. |
|
29-32 |
|
|
Проведение мероприятий (4ч) |
|
34 |
|
|
Заключительное занятие |
|
Календарно-тематический план курса « Основы педагогической практики» 11 класс
|
Дата проведения |
Тема |
Примечание |
|
|
По плану |
По факту |
|
|
1 |
|
|
Вводное занятие |
|
2 |
|
|
Документация преподавателя (классные журналы, учебные и рабочие программы, УМК по учебной дисциплине, планы практики, план воспитательной работы классного руководителя и др.) |
|
3 |
|
|
Современные технологии, используемые в работе педагога |
|
|
|
|
Педагогические мастерские |
|
4-5 |
|
|
Урок: типология и структура уроков |
|
6-7 |
|
|
Тема, цель и задачи урока. Постановка, определение |
|
8-9 |
|
|
Конструирование элементов урока |
|
9-11 |
|
|
Посещение уроков на базе школы в начальных классах или занятий организованной образовательной деятельностью в дошкольной организации (пассивная практика) |
|
12-13 |
|
|
Анализ посещенных уроков (занятий) |
|
14-15 |
|
|
Подготовка конспекта урока, анализ конспекта урока с преподавателем-предметником |
|
17 |
|
|
Проведение урока по подготовленному конспекту |
|
18-19 |
|
|
Анализ урока с преподавателем. Оценка урока |
|
20-25 |
|
|
Самостоятельное проведение уроков (элементов уроков)
|
|
26 |
|
|
Анализ и корректировка планов проведенных уроков (занятий) |
|
27 |
|
|
Самостоятельное проведение внеклассных мероприятий с обучающимися начальных классов, воспитанниками дошкольной образовательной организации |
|
28-29 |
|
|
Анализ и корректировка планов проведенных мероприятий |
|
30-33 |
|
|
Защита творческих работ |
|
34 |
|
|
Заключительное занятие |
|
Литература
- «Практическая педагогика: опорные конспекты, схемы, таблицы, карты памяти.» Учебное пособие. сост.: Базелюк В.В., Димухаметов Р.С., Дудина Челябинск 2009.
- «Практическая педагогика: учебное пособие для вузов» / А.Г.Бермус. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023.
- «Практическая педагогика» Учебно-методическое пособие Г.В.Ахметжанова, И.В.Непрокина, Л.А.Сундеева.Тольятти ТГУ 2011.