Игропрактика как средство реализации ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


Игра уже давно перестала быть только детским занятием. Играют все - малыши в песочнице, школьники онлайн, учителя на педсоветах, бизнесмены на стратсессиях, управленцы всех мастей на форумах.

Вдумчивое изучение всех требований образовательных стандартов и возможностей игры позволяет сделать вывод, что правильно спроектированная игра может быть полезна в реализации ФГОС в самых разных аспектах: в развитии коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, формировании навыков читательской, математической и/или естественно-научной грамотности.

Какие элементы игры будут помогать развивать коммуникативные УУД:

  • диалог с другими участниками игры;
  • необходимость придерживаться норм речевого этикета, заданных игровым пространством;
  • аргументация своего выбора стратегии в игре;
  • игровое взаимодействие с другими участниками в заданных игрой условиях.

Какие элементы игры будут помогать развивать познавательные УУД:

Базовые логические действия

  • Варианты: классификация игровых артефактов, полученной информации, поиск критериев для выявления закономерностей игры.
  • Необходимость сделать выбор также способствует развитию именно логических действий. Даже при командном формате игры можно развивать этот элемент познавательных УУД у максимального количества участников. Для этого нужно установить правило: на каждом этапе решение принимает новый участник.

Базовые исследовательские действия

  • Варианты: опыты, наблюдения, выдвижение игровых гипотез и их проверка.
  • Включение в игру элементов исследовательской деятельности также может наполнить её предметным содержанием и развить познавательные УУД.

Работа с информацией

  • Варианты: поиск, сбор, обработка информации из разных источников.
  • Среди источников игровой информации может быть и несколько «ложных» - так прорабатывается умение отличать достоверную информацию от недостоверной.
  • Игра позволяет организовать работу почти над каждым компонентом функциональной грамотности.

Читательская грамотность

  • Не объясняйте правила игры, а представьте их в виде печатной инструкции (вроде тех, что прилагаются к любой настольной игре), чтобы ученики сами их изучили.
  • Уровень мотивации к осмысленному чтению будет высоким, ведь от понимания законов игры будут зависеть выбор стратегии и возможность победы.
  • Либо разделите класс на группы и предложите каждой из них подготовить собственную игру и правила к ней. Когда учащиеся будут читать инструкции, написанные другой группой, проговаривать, как поняли (или не поняли) условия игрового пространства, то и учитель, и сами школьники поймут уровень сформированности навыков читательской грамотности.

Математическая грамотность

  • В канву игры с предметным содержанием можно встроить этапы, для прохождения которых необходимо выполнить определённые задания.
  • Обратите внимание, что, если мы говорим о математической грамотности, а не о предметных результатах по математике, это не могут быть задания традиционного характера. Нужны такие, которые позволят выйти за чисто предметное содержание: решение задач практического содержания, работа с графиками, диаграммами, самостоятельный выбор способа решения задачи.

Естественно-научная грамотность

  • Развитию этого компонента способствует включение в игру элементов проведения опытов, выдвижение гипотез и их проверка, применение знаний из разных сфер естествознания, работа с результатами опытов, проведённых другими игроками.

Креативное мышление

  • Почти в любую образовательную игру можно добавить элементы, которые будут способствовать развитию креативного мышления.
  • Например, на старте игры ученики могут выбирать и представлять свой образ игрока или же игра может предполагать создание какого-то продукта.
  • Решение нестандартных заданий в необычной формулировке или задачи, представленной в виде опыта, а не текста, тоже будет направлено на развитие креативного мышления.

В зависимости от выбранного формата игра может помогать развивать практически любые навыки и компетенции.

Что развиваем

Как развивать через игру

Навыки работы с целью

поставить цель в виде определённого количества очков;
сформулировать определённую игровую цель

Креативное мышление

предлагать нестандартные задачи, ситуации, для решения которых нет общепринятого верного ответа;
предлагать создавать, творить, придумывать;
по ходу игры привносить неожиданные новые обстоятельства

Критическое мышление

предлагать задания и ситуации, которые требуют анализа с разных сторон;
предлагать участникам нехарактерные для них игровые роли;
предлагать участникам достоверную и недостоверную информацию

Навыки коммуникации

предлагать командную работу;
дробить информацию и дозировать её, передавая разным участникам (для получения полной информации нужно коммуницировать с другими игроками)

Навыки кооперации

вынуждать игроков договариваться, принимать коллективное решение

Работа с информацией

предлагать для игры разные источники информации;
предлагать для анализа источники, которые будут противоречить друг другу

Умение действовать в ситуации неопределённости

разбивать игру на несколько этапов;
предоставлять игрокам не всю информацию об игре;
использовать «произвол модератора игры» для изменения вектора дальнейшего развития игровой ситуации

Навыки презентации, в том числе самопрезентации

включать в игру этап презентации игроков или команд;
включать этап презентации продукта, который разработали игроки

Умение применять знания на практике

планировать игру так, чтобы для успешного продвижения к цели нужно было применять знания или навыки из соответствующей предметной или иной области знаний

Игра мотивирует и учит действовать. В рамках традиционного урока значительная часть знаний и навыков остаётся в стенах школы, потому что ученики даже не пробуют применить полученные знания. А вот игра мотивирует их на активные действия. Именно поэтому важно, чтобы в канву игры был заложен принцип: «Активное действие лучше пассивного бездействия».

Если у вас сложности с мотивацией обучающихся в рамках образовательного процесса, предлагайте ребятам играть на уроках, хотя бы по 10-15 минут. Можно поставить условие: «Чем быстрее мы выполним обязательную часть, тем больше мы успеем поиграть».

Выстраивайте работу по дополнительным образовательным форматам в виде игры. Это даст возможность увлекать ребят и в мир науки, и в мир реальных навыков, формирование которых прописано во ФГОС.