Игра уже давно перестала быть только детским занятием. Играют все - малыши в песочнице, школьники онлайн, учителя на педсоветах, бизнесмены на стратсессиях, управленцы всех мастей на форумах.
Вдумчивое изучение всех требований образовательных стандартов и возможностей игры позволяет сделать вывод, что правильно спроектированная игра может быть полезна в реализации ФГОС в самых разных аспектах: в развитии коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, формировании навыков читательской, математической и/или естественно-научной грамотности.
Какие элементы игры будут помогать развивать коммуникативные УУД:
- диалог с другими участниками игры;
- необходимость придерживаться норм речевого этикета, заданных игровым пространством;
- аргументация своего выбора стратегии в игре;
- игровое взаимодействие с другими участниками в заданных игрой условиях.
Какие элементы игры будут помогать развивать познавательные УУД:
Базовые логические действия
- Варианты: классификация игровых артефактов, полученной информации, поиск критериев для выявления закономерностей игры.
- Необходимость сделать выбор также способствует развитию именно логических действий. Даже при командном формате игры можно развивать этот элемент познавательных УУД у максимального количества участников. Для этого нужно установить правило: на каждом этапе решение принимает новый участник.
Базовые исследовательские действия
- Варианты: опыты, наблюдения, выдвижение игровых гипотез и их проверка.
- Включение в игру элементов исследовательской деятельности также может наполнить её предметным содержанием и развить познавательные УУД.
Работа с информацией
- Варианты: поиск, сбор, обработка информации из разных источников.
- Среди источников игровой информации может быть и несколько «ложных» - так прорабатывается умение отличать достоверную информацию от недостоверной.
- Игра позволяет организовать работу почти над каждым компонентом функциональной грамотности.
Читательская грамотность
- Не объясняйте правила игры, а представьте их в виде печатной инструкции (вроде тех, что прилагаются к любой настольной игре), чтобы ученики сами их изучили.
- Уровень мотивации к осмысленному чтению будет высоким, ведь от понимания законов игры будут зависеть выбор стратегии и возможность победы.
- Либо разделите класс на группы и предложите каждой из них подготовить собственную игру и правила к ней. Когда учащиеся будут читать инструкции, написанные другой группой, проговаривать, как поняли (или не поняли) условия игрового пространства, то и учитель, и сами школьники поймут уровень сформированности навыков читательской грамотности.
Математическая грамотность
- В канву игры с предметным содержанием можно встроить этапы, для прохождения которых необходимо выполнить определённые задания.
- Обратите внимание, что, если мы говорим о математической грамотности, а не о предметных результатах по математике, это не могут быть задания традиционного характера. Нужны такие, которые позволят выйти за чисто предметное содержание: решение задач практического содержания, работа с графиками, диаграммами, самостоятельный выбор способа решения задачи.
Естественно-научная грамотность
- Развитию этого компонента способствует включение в игру элементов проведения опытов, выдвижение гипотез и их проверка, применение знаний из разных сфер естествознания, работа с результатами опытов, проведённых другими игроками.
Креативное мышление
- Почти в любую образовательную игру можно добавить элементы, которые будут способствовать развитию креативного мышления.
- Например, на старте игры ученики могут выбирать и представлять свой образ игрока или же игра может предполагать создание какого-то продукта.
- Решение нестандартных заданий в необычной формулировке или задачи, представленной в виде опыта, а не текста, тоже будет направлено на развитие креативного мышления.
В зависимости от выбранного формата игра может помогать развивать практически любые навыки и компетенции.
Что развиваем |
Как развивать через игру |
Навыки работы с целью |
поставить цель в виде определённого количества очков;
|
Креативное мышление |
предлагать нестандартные задачи, ситуации, для решения которых нет общепринятого верного ответа;
|
Критическое мышление |
предлагать задания и ситуации, которые требуют анализа с разных сторон;
|
Навыки коммуникации |
предлагать командную работу;
|
Навыки кооперации |
вынуждать игроков договариваться, принимать коллективное решение |
Работа с информацией |
предлагать для игры разные источники информации;
|
Умение действовать в ситуации неопределённости |
разбивать игру на несколько этапов;
|
Навыки презентации, в том числе самопрезентации |
включать в игру этап презентации игроков или команд;
|
Умение применять знания на практике |
планировать игру так, чтобы для успешного продвижения к цели нужно было применять знания или навыки из соответствующей предметной или иной области знаний |
Игра мотивирует и учит действовать. В рамках традиционного урока значительная часть знаний и навыков остаётся в стенах школы, потому что ученики даже не пробуют применить полученные знания. А вот игра мотивирует их на активные действия. Именно поэтому важно, чтобы в канву игры был заложен принцип: «Активное действие лучше пассивного бездействия».
Если у вас сложности с мотивацией обучающихся в рамках образовательного процесса, предлагайте ребятам играть на уроках, хотя бы по 10-15 минут. Можно поставить условие: «Чем быстрее мы выполним обязательную часть, тем больше мы успеем поиграть».
Выстраивайте работу по дополнительным образовательным форматам в виде игры. Это даст возможность увлекать ребят и в мир науки, и в мир реальных навыков, формирование которых прописано во ФГОС.