Развитие креативности у дошкольников на музыкальных занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное слово креативность (от англ. Creativity) означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Творческие способности - это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применять знания и навыки в нестандартных ситуациях.

Л.С.Выгодский в своих работах отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии он считал вопрос о развитии творчества у дошкольников, его значимость для общего развития и формирования личности.

Федеральный государственный стандарт предполагает, что при переходе от дошкольного образования к начальному школьному образованию, у ребенка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью.

Все культурные ценности накопленные человечеством - результат творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных творческих способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Цель: Раскрыть творческий потенциал воспитанников в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщать к музыкальному искусству через разнообразную музыкально-творческую деятельность;
  • Учить различать выразительные средства музыки;

Развивающие:

  • развивать певческие навыки, умение сочинять мелодию в соответствии с жанром (колыбельная, марш, танец);
  • развивать двигательные навыки, умение импровизировать в соответствии с характером музыки;
  • развивать эмоциональную сферу, чувство эмпатии;
  • развивать воображение и фантазию, ассоциативное восприятие, потребность к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • воспитывать творческую активность, инициативу, самостоятельность.

Основные принципы работы с воспитанниками:

  • создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой, отбор высокохудожественного репертуара; наличие наглядных пособий, атрибутов, оборудования);
  • предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности;
  • создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям радость и удовольствие.

На музыкальных занятиях развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах деятельности. Необходимым условием возникновением детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дети приобретают необходимые навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Танцевальное творчество

В танцевальном творчестве в младшем дошкольном возрасте дети могут используя мимику и пантомимику, передавать образ веселого и грустного зайки, хитрой лисы, страшного серого волка, гордого петушка, неуклюжего медведя.. Импровизируют музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки). Использование атрибутов: ленточек, шарфиков, листиков и т.д. помогает выразительно передать образ. В старшем дошкольном возрасте под музыку определенного характера. Дети передают движения сказочных персонажей: гномов, Буратино, Мальвины, роботов,солдат, наездников, русалок и т.д. В старшем возрасте дети могут самостоятельно придумывать движения к танцам, инсценировать песни.

Песенное творчество

В младшем дошкольном возрасте песенное творчество представляет собой звукоподражание, импровизацию и сочинительство грустных и веселых мелодий по образцу.Дети могут допевать колыбельную песню на слог «баю-бай» и веселые мелодии на слог «ля-ля». Младшие дошкольники могут придумать песнку-подражалку для кошечки, петушка, цыпленка и т.д. Умеют отвечать на музыкальные вопросы.

Пример 1. Педагог поет восходящую интонацию: «Как тебя зовут?», а ребенок пропевает в нисходящем движении эту интонацию: «Машенька».

Пример 2. Педагог поет восходящую интонацию от тоники до субдоминанты: «Зайка, зайка, где бывал?, а ребенок пропевает в нисходящем движении: «На лужайке танцевал». После того как воспитанники запомнят интонации, педагог может изменить тональность или мелодию. Тогда ребенку надо будет проявить творчество и придумать свою мелодию, новую.

В старшем возрасте песенное творчество представляет собой импровизацию и сочинение мелодии на заданный текст, а сочинение мелодии разных жанров (бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую).

Например:

Бом-бом, бом-бом,
С барабаном мы идем.

Или

Кружатся листья, летают,
В воздухе плавно порхают.

Дети старшего возраста могут придумать концовку песенки.

Например:

  • «Что-то Машеньки не слышно?», окончание: «Погулять наверно вышла»;
  • «Мышка, мышка, что не спишь?, что соломкою шуршишь?, окончание «Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится»

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Импровизация на детских музыкальных инструментах представляет собой творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разнх по жанру и характеру мелодий, а также ритмические импровизации.

В младшем возрасте дети могут озвучить при помощи музыкальных инструментов сказку рассказанную педагогом. Дети старшего возраста могут сочинить мелодию на заданную тему (звенит капель, поют птицы и т.д.), озвучить стихи.

Например, стихотворение С.Я.Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель! -
На дворе звенит капель - играет треугольник
По полям бегут ручьи - глиссандо металлофона
На дорогах лужи - музыкальный молоточек
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. - Тихое шуршание пальцами по бубну
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник - играет трещотка
Стали птицы песни петь - свистульки
И расцвел подснежник - играет колокольчик

Вывод: Педагогическая эффективность применения творческих заданий очень велика. Пусть по результатам мониторинга развитие творческих способностей детей менее значительно чем в других видах музыкальной деятельности. Но детям доставляют радость свободные импровизационные движения под музыку, импровизация на музыкальных инструментах. Дети становятся более активными, инициативными. За счет творческих заданий развиваются певческие навыки. Дети придумывают мелодии на заданный текст в самостоятельных играх в группе. Более значимым в творческой деятельности является сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, ощущение внутренней гармонии, спонтанности, искренности, удовольствия.