Модели тьюторского сопровождения по развитию гибких навыков посредством цифровой платформы SKILLFOLIO

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение


Тьюторское сопровождение - это осознанная, специально организованная деятельность.

Тьюторское сопровождение в нашей школе осуществляется в течение последних трех лет. Это небольшой срок, но наработанный нами опыт уже позволяет сделать первые (предварительные) выводы об организационных формах, в которых тьюторское сопровождение может эффективно реализоваться в массовой школе.

Нами разрабатывались две организационные модели осуществления тьюторского сопровождения: класс тьюторского сопровождения и клубная форма тьюторства (у нас - Читательский онлайн-клуб).

Читательский онлайн-клуб - наиболее мобильная и ситуативно обозначенная форма вхождения в тьюторское сопровождение. Основаниями выбора тьюторства как образовательного процесса в таком случае для подростка могут выступать факты и факторы, довольно далекие от образовательных ценностей: любопытство, «за компанию», тяга к сочинительству, свойственная подростковому возрасту, и т.д. и т.п. Подросток может практически на любом такте жизни клуба войти в него и так же свободно выйти. Более того, завершение тьюторской сессии (проведение читательских встреч) несет в себе как бы «разрешенный выход» - Клуб фактически объявляет о новом наборе членов, заявляя новую КНИГУ - важный момент в жизни «очень правильных», ориентированных на социально ожидаемое поведение подростков.

Класс тьюторского сопровождения проектируется нами как организационная форма с достаточно формальным основанием вхождения в программу тьюторского сопровождения для ученика - по факту зачисления в класс. Решение о зачислении подростка в класс тьюторского сопровождения или в другой класс принимают родители, и, таким образом, для данной организационной формы особое значение приобретает сформировавшийся запрос родителей на образовательное продвижение их ребенка. Основанием вхождения в тьюторское сопровождение в данной модели выступает ориентация родителей на получение ребенком не просто суммы знаний, а образования и определенное доверие к идеологии тьюторского сопровождения. Так как речь идет собственно о подростке - человеке, активно отстаивающем право принятия решений о собственной жизни, то, помимо родительского запроса, важное место занимает собственно познавательная мотивация его учения, наличия образования в его системе ценностей.

Вторая модель - класс тьюторского сопровождения - выросла из межвозрастной группы. Анализ деятельности межвозрастных групп показывал, что чем больше в такой группе учащихся из одного класса, тем успешнее продвигался каждый из ее участников. Эту модель тьюторства мы проектировали, ориентируясь на существующий в России опыт организации тьюторского сопровождения.

Класс тьюторского сопровождения создает ситуацию постоянного и разнопланового вовлечения подростка в программу сопровождения, которое строится как освоение значимой предметности с акцентом на развитии гибких навыков.

Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: индивидуальное сопровождение персональным тьютором и сопровождение класса в целом тьютором класса. С классом тьюторского сопровождения работают пять тьюторов, каждый из которых «ведет» несколько учащихся, и «тьютор класса», сопровождающий класс в целом.

Персональный тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение учащегося: работает над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса, формирования индивидуальной план-карты познавательного маршрута, рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает выявленную проблематику, курирует этап подготовки и реализации «продуктных» шагов (презентации, проекты и т.п.).

Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе как ситуацию открытого образования, в котором индивидуальная работа ученика с тьютором рассматривается как ресурс такого образования. Сохранение целостности образовательной ситуации в классе, в котором кроме программы тьюторского сопровождения реализуются еще учебный план гимназического обучения и программа социального проектирования, - сфера компетенности тьютора класса. Тьюторское сопровождение предполагает выход ученика на этап публичного действия (освоение новых социокультурных реальностей, предъявление опыта такого освоения, демонстрация собственных идей и образов, относительно осваиваемых предметностей и др.).

Тьютор класса удерживает гуманитарный характер таких действий, отслеживает эффекты, проявляющиеся на классе в целом, а также поддерживает решение организационных вопросов. Ученик в классе тьюторского сопровождения постоянно находится в контексте тьюторской программы, однако участие или неучастие в ней - это самостоятельный выбор и ответственность подростка. Поле деятельности тьютора класса - обсуждение и осознание оснований этого выбора. Тьютор класса занимается первоначальной диагностикой познавательного интереса подростка. Таким образом, тьютор класса занимает довольно специфическую посредническую позицию, во-первых, между учеником и программой тьюторского сопровождения, реализуя гуманитарную направленность тьюторства как образовательной технологии, а во-вторых, между программой тьюторского сопровождения и образовательным учреждением, обеспечивая целостность образовательного пространства.

Тьюторские группы, сформированные внутри класса и включающие в себя тьютора и «его» подопечных, не связываются обязательной общей предметностью. На начальном этапе основаниями для формирования групп стали близость предметности по итогам первичной диагностики и самоопределение ученика. В дальнейшем наблюдается уточнение и дифференциация интересов подростков, в таком случае группа сохраняет некоторую единую направленность, но представляет ее очень разнопланово. Существует другой вариант, при котором у большинства членов группы интерес сменился качественно и в группе вообще трудно вычленить близкую всем предметность. Взаимодействие внутри группы строится вокруг единства деятельности, а не предметности: разработка план-карты, сбор портфолио, совместный проект и т.д.

Межгрупповое взаимодействие осуществляется как в рамках класса, так и в рамках образовательного учреждения - Фестиваль план-карт познавательного интереса, Десант тьюторских проектов и др. Нам представляется крайне значимым наличие некоторого событийного ряда в жизни ребенка в тьюторской программе. Построение тьюторского сопровождения как контекста жизни класса позволяет обеспечить согласованность и последовательность этих событий, создает ситуации вовлечения ученика в групповую проектную и исследовательскую деятельность, вне зависимости от уровня его достижений в индивидуальной работе с тьютором.

Данная модель позволяет обеспечить устойчивый характер тьюторского сопровождения: в текущем учебном году в рамках этой модели у нас проявился только один «отказник» - ученик, выпадающий из сопровождения.

Тьюторский класс существует как достаточно самостоятельное, локальное образование в рамках школы, и расширение программы тьюторского сопровождения может осуществляться через увеличение количества таких классов.

Эффективность данной модели тьюторского сопровождения мы связываем с:

  • выделением особой посреднической позиции «тьютор класса»;
  • построением тьюторского сопровождения как контекста жизни класса;
  • проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса.

Профессиональный ЛИФТ педагога

Инновации

На смену традиционной педагогике приходит педагог-исследователь, способный к творческой и профессиональной деятельности к самоопределению и саморазвитию. Каждому современному педагогу важно интересоваться новыми открытиями в педагогике, обучаться, увлекаться, трансформировать и применять их в своей повседневной практике, диссеминировать успешный профессиональный опыт.

Функциональность

Безграничен диапазон возможностей современного педагога. Для их полной реализации необходимо овладеть множеством различных компетенций, иметь пространство для профессионального общения, выбор образовательных маршрутов повышения квалификации. И, конечно, для современного педагога важной составляющей является преодоление эмоционального выгорания и повышение личностного ресурса.

Творчество

Личность учителя уникальна и незаменима. Лучшие педагоги - не лекторы, а артисты, творцы, преобразователи. Творческий потенциал учителя требует реализации в различных формах профессиональной деятельности, конкурсном движении, педагогическом поиске новых идей и решений, самореализации. Каждый педагог является преобразователем, но только педагог-творец при этом сам является наглядным примером.

Программно-технологическое сопровождение развития гибких навыков

При проектировании и разработке программно‐технологического сопровождения подготовки педагогов в системе повышения квалификации к эффективному управлению изменениями в безопасной образовательной среде, в качестве методологической основы был заложен андрагогический подход.

Рассмотрим этапы программно‐технологического сопровождения педагогов в системе повышения квалификации, реализуемые на принципах андрагогического подхода:

  1. Этап актуализации и проблематизации средств, осознание и принятие позиций. Данный этап позволяет произвести объективированный позиционный анализ ситуации профессионального развития, выявить деятельностные нормы и организующие «общие правила поведения» позиции.
  2. Этап концептуализации, выстраивания общей системы целей и ценностей профессионального развития и организации коммуникации между сильными позициями. Это позволяет обнаружить точку и возможные направления профессионального развития педагогов.
  3. Этап оптимизации структуры смысловых и организационно-управленческих связей между позициями. На третьем этапе организуется позиционное самоопределение всех участников ситуации профессионального развития. Осуществляется моделирование необходимых взаимодействий и коопераций между своей и другими позициями, в контексте проявленной проблемной ситуации профессионального развития.