Пути повышения эффективности работы учителей математики по подготовке к ОГЭ, ГВЭ в 2023–2024 учебном году

Разделы: Математика, Профессия — педагог


Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ, ГИА, ГВЭ) в 9 и 11 классах вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к основному государственному экзамену существенно отличается от традиционной подготовке. В ОГЭ, ГИА, ГВЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам, иногда бывает поначалу совсем непросто.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена учащимся 9 и 11 классов необходима мотивация. Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена. Подготовку к ОГЭ, ГИА, ГВЭ в 9 и 11 классах начинаем в начале года.

1. Работа с родителями Для обучающихся и их родителей провели совместное родительское собрание, на котором рассказали об организации и проведении ОГЭ, ГИА, ГВЭ по математике в 9 и 11 классах и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

Необходимо ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться чаще и работать в индивидуальном порядке.

2. При подготовке к ОГЭ, ГИА, ГВЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету

3. Психологическая подготовка Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ГИА, ГВЭ. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах. Понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса при проведении экзамена.

Еще один путь - научить выпускника справляться с различными задачами, задав ему установку: «Ты сможешь это сделать!» Существуют слова поддержки, например: «Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо»

4. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ, ГИА, ГВЭ:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
  • индивидуальные консультации

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения КИМов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

5. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ ФИПИ открытого банка задач первой части (Используем интернет)

6. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. Стараюсь на урок разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из КИМов.

7. Использование в домашних заданиях материалов КИМов.

8. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.

В контрольные и тестовые работы иногда включаю задания из открытого банка задач ФИПИ. Добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз)

Основную часть работы при подготовке школьников к итоговой аттестации в форме и по материалам ОГЭ, ГИА, ГВЭ желательно проводить на ранних стадиях обучения, не столь эмоционально напряжённых. Отрабатывать требования к заполнению бланков ответов, работу в условиях фиксированного учебного времени, подготовке ответов на задания разной формы. Всё это сможет значительно увеличить успешность выполнения выпускной работы. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируется соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ОГЭ, ГИА, ГВЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, сосредоточиться на содержании задания, подготовить ответ на вопрос и овладеть собственными эмоциями.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам важно на начальном этапе каждому ученику определить для себя планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Учителю также необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребёнка результат выше, чем планировалось.

Необходимо учителю обучать школьника «технике сдачи теста» это:

  • обучение постоянному жесткому контролю времени;
  • обучение внимательному чтению условий;
  • обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Здесь изречение «лучше меньше, да лучше» оказывается вполне справедливым;
  • обучение прикидке результатов, анализу ответа на поставленный вопрос, необходимости после решения задания внимательно перечитывать условие и вопрос, выбирать правильный, «исключать» неверные ответы;
  • обучение приёму «спирального» движения по тесту. Выполнять задания в том порядке в котором они даны, т.е. от простых к сложным, необходимо также делать то, что «созрело» к данному моменту.

При подготовке учащихся к ОГЭ, ГИА, ГВЭ учителю необходимо:

  • формировать у учащихся навыки самоконтроля;
  • формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
  • систематически отрабатывать вычислительные навыки;
  • формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
  • учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
  • учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
  • учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

Предлагается несколько интересных, приёмов:

Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта, т.к. на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устного счета (так называемые математические фишки).

Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Важны приёмы быстрого счёта:

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
  • умножение на 25, на 9, на 11;
  • нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
  • деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;
  • извлечение квадратного корня.

Особое внимание геометрии

Например, по теме «Окружность» рассматриваем вопросы:

  • прямые, отрезки и углы, связанные с окружностью;
  • свойства вписанных и центральных углов;
  • углы между хордами, касательными и секущими;
  • свойства хорд;
  • соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих;
  • свойства дуг и хорд, длина дуг и хорд, площадь круга и его частей;
  • взаимное расположение двух окружностей.

По теме «Треугольники» рассматриваем вопросы:

  • признаки равенства треугольников;
  • неравенство треугольника;
  • определение вида треугольника;
  • теорема синусов;
  • теорема косинусов;
  • площади треугольников;
  • признаки подобия треугольников;
  • вписанные и описанные треугольники.

По теме «Четырёхугольники» рассматриваем вопросы:

  • вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и площади;
  • параллелограмм и его свойства;
  • трапеция и её свойства;
  • прямоугольник, его свойства и признаки;
  • ромб, его свойства и признаки;
  • квадрат, его свойства и признаки.

Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Огромную положительную роль в подготовке к ОГЭ, ГИА, ГВЭ имеет тестирование в течение года по материалам СтадГрада. Задания подобраны с учетом пройденного материала на данный период обучения. Учащиеся могут в течение года проверять свои знания, анализируют ошибки. Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса и выступает дополнением основных форм организации учебной деятельности выпускника. Еще один важный элемент эффективной подготовки выпускников - участие в олимпиадах и конкурсах. Это поможет «расшевелить» детей, сплотить их, мотивировать на успех и, в случае победы, даст преимущества при поступлении в ВУЗ.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ОГЭ, ГИА, ГВЭ

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности (компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

  • стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • повышению мотивации учащихся;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
  • осуществлению дифференцированного подхода;
  • формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
  • развитию вычислительных навыков учащихся;
  • формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
  • реализации межпредметных связей;
  • включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

  • создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
  • развить познавательный интерес к предмету;
  • первично закрепить знания учащихся;
  • проверить прочность усвоения знаний.

Подготовка обучающихся к ОГЭ, ГИА, ГВЭ - это многосторонний процесс, включающий в себя много тонкостей, хитростей, требующий иногда нестандартных подходов, в зависимости от состава учеников. Одни - очень активны, быстро включаются в работу, сами в постоянном поиске нового и сложного. Таким нужны больше консультации. Другие пассивны, предпочитают, чтобы всё им преподнесли и показали, а они запомнят и «выдадут» на экзамене. Третьи обладают низким уровнем знаний и иногда не представляют, что им надо знать и уметь. С такими учениками труднее всего. Нужен индивидуальный дифференцированный подход, в результате которого все должны будут постараться получить свой результат, показать на экзамене всё на что способны. Я надеюсь, что все перечисленные выше формы и приёмы, в той или иной степени, помогут повысить эффективность подготовки выпускников к ОГЭ, ГИА, ГВЭ, помогут развить интерес к предмету, достичь стабильных положительных результатов.