Исторический калейдоскоп

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: интеллектуальная игра


Цель: в игровой форме вспомнить некоторые страницы истории России с древнейших времен до начала XX в.

Задачи:

  • расширить знания учащихся по истории Отечества;
  • развитие умения оперировать историческими фактами, анализировать исторические ис­точники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

I. Русь православная

1. Его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа. Именно к нему отправился князь Дмитрий Иванович, нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами. Тот не только ободрил князя и предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов. Нарушая церковные каноны во имя спасения Отечества, он рисковал собственным «спасением души». (Сергий Радонежский)

2. В эпоху Ивана III на Руси часто приходилось слышать о каком-то «поясе Богоматери», который спас Россию? Что за пояс такой? («Поясом Богоматери» называли реку Угру, на которой в 1480 г. стояли татарские полчища, а потом разбежались и после этого Россия окончательно освободилась от монголо-татарского ига.)

3. В 1589 г. в России учредили патриаршество. Когда Иова избрали патриархом всея Руси, он объехал Кремль верхом на осле, которого вёл под уздцы Борис Годунов. А почему на осле? (Именно на осле въехал в Иерусалим Иисус Христос.)

4. 15 июля 1888 г. это событие торжественно праздновалось в Херсонесе, Новгороде, Владимире-Волынском, Овруче, Луцке и целую неделю - в Киеве. Что за событие отмечали? (900-летие крещения Руси)

II. Символы

1. В Новгороде были найдены древние гусли. На них изображены ящер, лев и птица.

Что символизировали эти животные? (Три пространства жизни: подводный мир, землю и небо)

2. При Ярославе Мудром в Киеве был сооружён величественный каменный храм - Софийский собор. У этого храма было тринадцать куполов. Почему тринадцать? (Число глав храма символизировало Христа и двенадцать апостолов.)

3. После того как Иван III Великий женился на византийской царевне Софье Палеолог в русскую жизнь стали внедряться византийские обычаи: целование монаршей руки, учреждение новых придворных чинов и приказов. А что русский историк Николай Иванович Костомаров называл «первым видимым знаком великой преемственности»? И следом за ним многие историки повторяют. («Принятие двуглавого орла, герба Восточной Римской империи, сделавшегося с тех пор гербом русским»)

4. Какой новый государственный символ был введён в 1883 г.? (В 1883 г., накануне своей торжественной коронации, Александр III распорядился использовать исключительно русский бело-сине-красный флаг для украшения зданий в торжественных случаях. Однако тогда и от имперских цветов окончательно не отказались, так как не было высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага.)

III. Герои нашей страны

1.В историю он вошёл не столько как князь, сколько как воин. Он сам вёл в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мёртвые срама не имут», и всегда предупреждал врагов о своем появлении. Современники сравнивали его с барсом.

Простые жители обвиняли его в том, что не заботится об охране своей столицы. Он разрушал города, столицы и целые государства, после чего им уже не суждено было возродиться. (Князь Святослав Игоревич)

2. Правитель Швеции Биргер пришел с войском, чтобы завоевать Новгород, и послал сказать князю: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле!» Дружина у князя была малая; он со слезами помолился в Новгородской Софийской церкви, вышел к дружине и сказал: «Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!» (Александр Ярославич Невский)

3. Какому русскому герою принадлежат слова в поэме К.Рылеева:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит…
(Иван Сусанин)

4. «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за царя, но за государство. Не должна вас также смущать слава неприятеля - шведа, будто бы непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…». (Пётр I. Полтавская битва 1709г.)

5. «Что нам делать? Идти назад? Стыдно: я ещё никогда не отступал. Вперёд идти невозможно: у Массены 60 000, а у нас нет и двадцати. Мы без провианта, без патронов, без пушек… Помощи нам ждать не от кого… Мы на краю гибели!.. Теперь остаётся одна надежда на всемогущего Бога, да на храбрость наших войск. Мы русские! С нами Бог! Спасите честь России!»

Кто и когда произнёс эту речь? Удалось ли с честью выйти из данной ситуации? (Александр Васильевич Суворов. 1799 г. - Швейцарский поход. На гору Сен-Готард Суворов вел 21 000 человек, а обратно пришло около 15 000, в том числе много раненых. Признательный к заслугам, Павел I возвел героя в высший военный чин генералиссимуса.)

6. Участница Отечественной войны 1812 г., первая русская женщина-воин, удостоенная Георгиевского креста, автор известных «Записок кавалерист-девицы». Кто она? (Надежда Андреевна Дурова)

7. В 1869 г. цесаревич Александр Александрович совершил путешествие по России.

Гробнице какого человека он поклонился в Нижнем Новгороде? (Цесаревич поклонился праху Кузьмы Ивановича Минина-Сухорукова и, заметив, что гробница находится в очень ветхом виде, выразил сожаление, что «память этого великого по заслугам отечеству человека недостаточно почтена».

Нижегородское купечество срочно принялось исправлять положение.)

IV. Михайло Ломоносов

1. Михаил Ломоносов любил повторять, что первыми его учителями были Смотрицкий и Магницкий. Кто такие? И как у них учился юный Ломоносов? (М.Смотрицкий был автором «Грамматики», а Л.Магницкий - автором «Арифметики». В те времена это были едва ли не единственные источники книжной мудрости. Живя в своей Денисовке, Ломоносов с великим трудом раздобыл эти книги и вскоре выучил их наизусть.)

2. «Татьянин день» - замечательный студенческий праздник, который отмечается 25 января. А какое знаменательное событие произошло в этот день в истории Москвы? Какое отношение к нему имеет Ломоносов? (В 1755 г. в этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении Московского императорского университета. М.В.Ломоносов был инициатором просвещения среди широких масс населения. Он неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме И.И.Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.)

3. О каком открытии М.В.Ломоносова рассказывается в отзыве Академии художеств: «С удивлением признавать должно, что первые опыты … без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло»? (В 1748 г. в химической лаборатории, разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М.В.Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. В 1757 г. он предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку.)

4. Почему М.В.Ломоносов активно выступал против взглядов академика Миллера, не давая возможности последнему печатать работы? Так, например, когда Г.Миллер представил в Академию диссертацию, М.В.Ломоносов добился, чтобы она была признана негодной и подлежащей уничтожению, как предосудительная для России. (Г.Миллер развивал норманнскую теорию происхождения русской нации. Стремясь защитить честь русского народа, М.В.Ломоносов в 1751 г., начал сбор материалов по истории России. В 1760 г. была напечатана его книга «Краткий российский летописец с родословием»; в ней описывались важнейшие деяния великих русских князей и царей до Петра I включительно.

«Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года», вышла в свет уже после смерти Ломоносова в 1766 г.)

V. Культура

1. Какое новое явление появилось в русской живописи в XVII веке? (Парсуны - портреты.)

2. Название какого крупнейшего музея переводится как «приют отшельника» или «место уединения»? (Эрмитаж.)

Кто положил начало галерее Эрмитажа? (Екатерина II Великая. 1764 г.)

3. «Спасибо тебе, дорогой, большое спасибо… - взволнованно говорил Николай Иванович Пирогов и жал руку старичка скульптора, который жил по соседству с чудесным доктором. Скульптор никак не мог понять, за что его благодарят. Как вы думаете, за что? (Наблюдая за тем, как скульптор гипсует холст, Пирогов придумал гипсовую повязку, которая стала использоваться в лечении переломов.)

4. В 1908 г. Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх. Удалось завоевать одну Золотую медаль. В каком виде спорта? (В фигурном катании на коньках победил Николай Александрович Панин-Коломенкин)

VI. Историческая география

1. «Рассказывали, что греки не посмели встретить русских в поле, а загородили пристань цепями, заперлись в [городе], но войско Олега выжгло всю окрестность, и князь велел ещё перетащить по земле лодки в пристань. … Олег велел поставить лодки на колёса и распускать паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки испугались и стали просить мира …»

Об осаде какого города рассказывается в отрывке? (Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)

2. Во времена Ивана Грозного по численности населения самым большим городом была Москва. А какой город стоял на втором месте? (Новгород)

3. Какое важное географическое открытие сделал сибирский казак Семен Дежнев в 1648 г.? (Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Северной Америкой.)

4. Как в начале XIX в. называли Кавказ, сравнивая его с другим регионом России? («Тёплая Сибирь». На Кавказ тоже ссылали, но ссылка была более «тёплой»)

5. В марте 1867 г. российское правительство заключило сделку, в результате которой получило 7 200 000 долларов. Что за сделка и с кем? (Был подписан договор об уступке США русских владений на Аляске за вознаграждение в 7 200 000 долларов.)

Литература

  1. Вяземский Ю.П. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах - Москва: АСТ, 2014.
  2. Вяземский Ю.П. От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах - Москва: АСТ, 2014.
  3. Ишимова А.О. История России для детей. - М.: Монолог, 1993.