План подготовки к ОГЭ по географии для учащихся 9-го класса

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: ОГЭ по географии


Пояснительная записка

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Целью данного курса является создание условий, обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.

Задачи курса:

  • систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6-9 классов;
  • отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
  • обучение правилам оформления экзаменационных работ;
  • повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий

Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса по географии в 9 классе

В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2019 году, выпускник должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов;
  • географию народов Земли;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени;
  • чтения карт различного содержания;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

Содержание тем по заданиям

В каждый вариант экзаменационной работы ОГЭ 2023 г. включаются задания, проверяющие уровень знания всех основных разделов курсов школьной географии 5-9 классов (см. таблицу «Индивидуальный план подготовки к экзамену»), при этом наибольшее количество вопросов базируется на материале курса «География России».
В экзаменационной работе проверяются и оцениваются умения находить, извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации, применять географические знания и умения в ситуациях, близких к жизненным.

Для выполнения заданий источниками информации являются: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).

На экзамене разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).

В заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Вы сами должны определить, какие карты атласа необходимо использовать для выполнения тех или иных заданий.

Таким образом, Вы сможете продемонстрировать умение выделить географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать наиболее подходящий источник информации для её решения. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 30 заданий: 27 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом.

Задания отличаются по уровню сложности и по форме записи ответа.

Ответы к заданиям с кратким ответом записываются в виде числа, слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Сначала их следует записать в поле ответа в тексте работы, затем перенести в бланк ответов № 1. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

При выполнении заданий следуйте указаниям о том, как записывать ответы в бланк ответов № 1. Развёрнутые ответы на задания 12, 28 и 29 записываются на бланке ответов № 2. Сначала следует записать номер задания, а затем ответ на него. Рассмотрим задания контрольных измерительных материалов ОГЭ, относящиеся по проверяемому содержанию к различным разделам и темам курса географии, изучаемого в основной школе.

Раздел 1. Источники географической информации

Тема 1. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Тема 2. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

В заданиях экзаменационной работы 2020 г. по этим темам Вам необходимо продемонстрировать умения определять географические координаты, расстояния и направления по топографическим картам (задания 7, 9 и 10); определять особенности рельефа местности по профилю, соотносить профиль рельефа местности с его изображением на фрагменте топографической карты (задание 11); использовать географические знания для решения практических задач с использованием топографических карт (задание 12), а также знание результатов выдающихся географических открытий и путешествий (задания 1, 27, 28).

Раздел 2. Природа Земли и человек

Тема 3. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

Освоение этой темы проверяется в задании 17, в котором требуется сравнить продолжительность светового дня или высоту Солнца над горизонтом в разных населённых пунктах на основе информации об их географическом положении (географические координаты указаны в таблице). В некоторых вариантах задания 29 требуется применить знания о движениях Земли для объяснения особенностей продолжительности времён года или светового дня, изменения угла падения солнечных лучей на разных широтах в разное время года применительно к конкретной ситуации, представленной в тексте.

Тема 4. Земная кора и литосфера

Выполняя задание 8, Вы должны показать понимание закономерностей залегания горных пород. Чем ниже расположен на схеме слой горных пород, тем он древнее. В задании 21 требуется выделить существенные признаки географических объектов и явлений литосферы, в некоторых заданиях 28 и 29 требуется осуществить классификацию, в том числе и горных пород, объяснить особенности рельефа, тектонического или геологического строения географических объектов, о которых говорится в тексте.

Тема 5. Гидросфера. Воды суши

Выполняя задания 21 и некоторые варианты заданий 13 и 28 по этой теме, Вы можете продемонстрировать умение определять солёность вод, владение географическими понятиями, такими как режим реки, бассейн реки, дельта и т.д.

Тема 6. Атмосфера. Погода и климат

При выполнении заданий 5 и 6 Вы должны продемонстрировать умение читать карту погоды и использовать её для прогнозирования погоды. Для успешного выполнения заданий 21 и 28 наряду с признаками циклонов и антициклонов Вам необходимо повторить признаки и других географических понятий; географические термины. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений (информация о которых дана в тексте), связанных с погодой и климатом, Вам предстоит при выполнении задания 29. В задании 18 необходимо проанализировать климатограмму и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

Тема 7. Биосфера Тема 8. Географическая оболочка Земли

Широтная зональность и высотная поясность Освоение содержания этих двух тем проверяется в задании 1 (для его выполнения необходимы фактологические знания по всем разделам), а также 28 и 29, о которых говорилось выше.

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

Тема 9. Современный облик планеты Земля

Соотношение суши и океана на Земле

Тема 10. Население Земли

Численность населения Земли. Этносы

Тема 11. Материки и страны

Знания по этим темам проверяются в заданиях 1, 4, 13, 20, 27, 28 и 30. Для успешного выполнения задания 1 по темам этого раздела Вам необходимо вспомнить информацию о численности населения Земли, отдельных регионов и стран; о столицах и площади территории крупных стран, о размещении населения мира.

Для успешного выполнения задания 4 требуется приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания. Выполняя задания 20, 27 и 28, нужно устанавливать связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран. В заданиях 20 и 30 потребуется распознавать объекты (страны) по их характерным признакам. Помните, что успешному выполнению указанных заданий будет способствовать не только знание предметного содержания этого раздела и его применения для решения различных задач, но и умение находить информацию на определённой карте атласа.

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

Тема 12. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу

Тема 13. Основные типы природопользования. Особо охраняемые природные территории

Тема 14. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

Знания по этим темам проверяются в заданиях 4, 14, 15, 28 и 29. Для выполнения задания 4 повторите учебный материал об особо охраняемых природных территориях России. Для определения их положения, а также выявления связи между особенностями природы и географическим распространением стихийных и антропогенных природных явлений (задание 14) используйте различные тематические карты. При повторении материала этого раздела необходимо акцентировать внимание на отличии рационального природопользования от нерационального, примерах разных типов природопользования и влияния различных отраслей хозяйства на окружающую среду, мер по предотвращению неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Весь этот материал Вам пригодится при выполнении заданий 15, 28. В задании 29 может потребоваться объяснить особенности воздействия на окружающую среду различных отраслей хозяйства, рациональность или нерациональность природопользования на конкретных территориях, используя предлагаемый текст.

Раздел 5. География России

Тема 15. Географическое положение России

Темы 16-21. Природа России

Темы 22-23. Население России

Темы 24-28.Хозяйство России

Тема 29. Природа России. Регионы России

Знания по этим темам проверяются в заданиях 2, 3, 4, 15, 19, 20, 28 29 и 30. При выполнении задания 2 Вам необходимы знания об особенностях географического положения России (о морских и сухопутных границах, территориальной принадлежности островов и т.п.), политико-административном делении России (задание 27). Знания о различии во времени на территории России пригодятся для определения поясного времени (задание 19). Знание особенностей природы России: рельефа, климата, почв - Вы можете продемонстрировать, выполняя задания 3 и 4. Умение определять регион России проверяется в задании 20, в котором краткие описания взяты из жизненных ситуаций (используются рекламные лозунги туристических компаний) а также в задании 30, где нужно определить регион России по совокупности признаков. Объяснять особенности климата, рельефа, внутренних вод, природных зон России, закономерности их распространения нужно в задании 29.

По теме «Население России» в заданиях 22-23 нужно определять по представленным статистическим данным (графика или таблицы) демографические показатели, коэффициенты естественного и миграционного прироста населения. В задании 13 требуется проводить расчёты по статистическим показателям; в задании 24 необходимо сравнить регионы России по средней плотности населения; в задании 25 предлагается определить по карте численность населения городов и сравнить города по этому показателю. Для этого нужно применить умение читать карты. Знания об особенностях размещения важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и об основных видах транспорта России Вы сможете продемонстрировать, выполняя задания 26-29. Во многих заданиях экзаменационной работы в качестве ответов требуется либо выбрать, либо указать субъекты в составе Российской Федерации. Таким образом, знание географического положения субъектов Российской Федерации, умение определить особенности их природы, населения, хозяйства, используя карты атласа и источники информации, представленные в работе, поможет успешно выполнить многие задания

Тематическое планирование

Введение (1 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Источники географической информации (4 ч)

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч)

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (10 ч)

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.

Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Обобщение (3 ч).

Решение учебно-тренировочных тестов.

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Подготовка к ОГЭ». 34 ч. в год (1 ч. в неделю)