Характер и профессия. Как выбрать эффективную методику?

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба

Класс: 10

Ключевые слова: характер


Сегодня перед девятиклассниками стоит проблема профессионального самоопределения не менее остро, чем раньше. Психологи школы отмечают, что подростки не уверены в себе и своих возможностях, эмоционально и личностно незрелы, не знают себя и своих способностей. Именно поэтому им особенно сложно сделать правильный выбор профильного обучения в 10 классе: они затрудняются не только с выбором направления обучения, но и с выбором предметов для выпускных экзаменов.

Облегчить проблему выбора девятиклассников могут стандартизированные психологические методики, которые помогут выявить склонности и способности подростка, его сильные и слабые стороны, очертить сферу его интересов и предпочтений. Таким образом ребята смогут понять, какой тип деятельности больше подходит их складу характера и темперамента, какие цели они хотят реализовать в своей карьере. Такое осознавание значительно облегчит им выбор профильного обучения.

Первая методика, которую можно рекомендовать для тестирования девятиклассников - это тест «Тип темперамента» Г.В.Резапкиной. Всего существуют 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Чистые темпераменты встречаются очень редко. Существуют не только смешанные типы темпераментов, но и промежуточные, переходные. Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку. А зная нюансы темперамента, можно определить особенности поведения человека, а, следовательно, и прогнозировать его поведение. Темперамент не определяет уровень способностей человека, но может подсказать, какие способы он будет выбирать для достижения цели. Любому человеку необходимо быть осведомленным о свойствах своей нервной системы и темперамента для того, чтобы уметь компенсировать отрицательные проявления отдельных черт, или избегать той деятельности, в которой он может быть не успешен. Все 4 типа темперамента имеют список рекомендуемых профессий, а также перечень специальностей, которые категорически противопоказаны конкретному типу.

Вторая методика, которую можно использовать при тестировании девятиклассников - «Характер и профессия», также Г.В.Резапкиной. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных свойств (черт личности), которая проявляется в типичных, для данного человека, способах поведения. Именно в подростковом возрасте происходит завершение формирования характера подростка с заострением какой-либо из его черт - акцентуацией. Такое понятие, как «акцентуация» принадлежит К. Леонгарду. Существует несколько вариантов классификации акцентуаций характера, например, по К.Леонгарду или А.Е.Личко. У подростка от типа акцентуации может зависеть очень многое - особенности поведения, отношение к другим людям, способ адаптации. Оказывается, для правильного выбора профессии важно знать не просто свой характер, но именно акцентуацию характера. Для подростка профессиональное самоопределение - это еще и личностное самоопределение, неотъемлемая его часть. Выбор профессии - это один из важнейших выборов человека, именно поэтому важно учитывать все аспекты, в том числе и особенности характера.

В тесте «Характер и профессия» восемь акцентуаций характера: демонстративный тип, тревожный тип, эмотивный тип, целеустремленный тип, педантичный тип, гипертимный тип, импульсивный тип и оригинальный тип. Данную классификацию предлагает Г.В.Резапкина. Каждый из этих восьми типов акцентуаций характера играет важную роль при профессиональном самоопределении. К семнадцати годам подростки имеют уже четко сформированные черты акцентуации характера, практически полностью соответствующие взрослому человеку. Если у старших школьников формируется какой-либо тип акцентуации, то теоретически ее негативный эффект можно перенаправить в полезное для личности русло, выбрав подходящую деятельность под конкретную усиленную черту характера. Например, если человек с гипертимным типом акцентуации будет выполнять монотонную и рутинную работу, которая в силу особенностей личности ему не подходит, то в дальнейшем это приведет к снижению работоспособности, неудовлетворению своим трудом, накоплению негативных эмоций и к стрессам, что может негативно сказаться на здоровье. От того, насколько правильно школьник выберет себе профессию и последующую деятельность, будет зависеть его психическое и физическое здоровье.

Третья методика, которую также можно использовать - это «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Это оригинальная проективная психодиагностическая методика, объединяющая произвольное изображение фигуры человека и неосознанное предпочтение семантики геометрических форм. Изначально этот тест был предложен к выполнению графологом из Сан-Франциско Энн Махони, а в отечественной литературе он встречается в модификации А.В.Либина. Этот тест также позволяет выявить индивидуально-типологические различия. Как он проводится: испытуемые рисуют фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Они могут как хотят располагать их, накладывать друг на друга, но важно, чтобы сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Потом каждый подсчитывает количество использованных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов, а результат записывает в виде трехзначного числа, где сотни - количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Получается «формула» рисунка, по которой каждый соотносит себя с соответствующим типом личности: руководитель, ответственный исполнитель, тревожно-мнительный, ученый, интуитивный, изобретатель, эмотивный, нечувствительный.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по значению. Следовательно, какие предпочитает респондент фигуры, такие качества есть в его характере. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Конечно же, это далеко не все тесты, которыми можно тестировать подростков, но именно сочетание этих трех методик дает хороший результат и тему для последующего обсуждения при психологической консультации по выбору профессии.

Источники информации

  1. Г.В.Резапкина. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2000.
  2. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2102 Сайт психолога-профконсультанта Г.Резапкиной.
  3. https://psytests.org/ Сайт психологических тестов.