Конспект урока или внеклассного мероприятия “Стихи и песни, рожденные войной”

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., военная поэзия


Видеофрагмент

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%
D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%
D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%
D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%
D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%207%20%D0%BA%D0%BB%
D0%B0%D1%81%D1%81

Звучит песня «Священная война»

- О чём эта музыка? (о войне)

- Какие чувства она вызывает у вас? (чувство гордости за народ, который отстоял свою независимость в борьбе с ненавистным врагом.)

- Чему же будет посвящён наш урок? (произведениям о Великой Отечественной войне)

- Вспомните, какие произведения о Великой Отечественной войне мы недавно прочитали. Кто их автор? (Е.Носов «Живое пламя», «Кукла»)

- Какие чувства вы испытывали при чтении этих рассказов?

- Действительно, эти короткие рассказы напоминают нам о нашем долге перед теми, кто в грозные годы Великой Отечественной войны защищал нашу страну от фашистов.

- Итак, запишите тему нашего урока - «Стихи, рождённые войной».

Презентация

1 слайд

Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»

2 слайд

1. Открытие нового знания

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами советских поэтов, прославляющих героизм, патриотизм, самоотверженность русского народа в борьбе с фашизмом. Надеюсь, что этот урок поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута победа над коварным врагом. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» (3 слайд) и честно подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти тех, кто защищал Родину от коварного врага.

Надеюсь, что мы будем учиться у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости, продолжим лучшие традиции старшего поколения.

- Кому же посвящены стихи?

(27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны посвящается!

Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье посвящается!)

- Кому ещё посвящается эта тема?

(- Поколению, вступающему в жизнь, посвящается!)

- Война… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы…)

- А положительные ассоциации?

(Победа, гордость, сила духа...)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы говорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной - о стихах, рожденных войной или воспоминаниями о ней.

Что вам дадут знания о поэтах, писавших стихи о Великой Отечественной войне?

- Надеюсь, что он поможет понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; поможет вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; поможет понять и увидеть, какой след оставила война в каждой семье; поможет выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

- Да, война - это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. (4 слайд) Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова - третьей, для Константина Симонова - второй. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат.

«С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за правое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождём листовок из самолетного люка, пронизывали радиоэфир, стремились уместиться в газетной полосе рядом со сводкой информбюро. ( 5 слайд) Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность. (6 слайд)

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
(А.Сурков)

Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и поэты, писатели. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых.

(7 слайд) Среди них М.Кульчицкий, Н.Майоров, А.Гайдар, М.Джалиль, А.Алиш, И.Уткин, Ю.Крымов, А.Гайдар. Жизненная позиция этих людей, их мечты и помыслы нашли отражение в стихах. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...

- Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

(Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.)

О чём же писали поэты в таких стихах?

(Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах…)

- Стихотворения Константина Симонова «Жди меня» и Алексея Суркова «В землянке» - это «души откровенный дневник». Написанное во время войны стихотворение "Жди меня" стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

-Давайте послушаем это стихотворение «Жди меня» является символом верности разъединённых войной людей. Это стихотворение выражает общее чувство для миллионов людей. Это был крик души. На фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали и с ними шли в бой.

- Вернемся к вопросу: для чего была нужна поэзия на войне?

(Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.)

- У вас на столах есть стихотворение К.Симонова «Жди меня». Попробуйте найти в тексте ответ на вопрос, почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

(Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

(Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)

- Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его, даже когда самые близкие - мать, сын, друзья - устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Автор этого стихотворения сам объясняет, что кроется за словами «всем смертям назло»...

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль - надеяться, ждать, вопреки всему.)

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине - матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихи поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- Как вы думаете, в чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая:

"Бой идет святой и правый, 9 слайд
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…")

2. Работа по картине Лактионова А.И. «Письмо с фронта»

8 слайд

- Ребята, вам знакома эта картина? Кто герои этой картины? Как вы думаете, какие стихи близки этой картине? Чем объясняется это сходство? ( И поэзия, и живопись отражают реальные события)

- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

(Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом.)

- Ещё нужно отметить, что это были люди разных национальностей, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.

- Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов - еще более прочной. Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). 10 слайд Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении "На перекрестке" (1945) выразил мысль о боевом содружестве на огненных перекрестках Великой Отечественной.

- Давайте послушаем эти строки в исполнении ученика Кыргыса Артыша:

Мы из разных собрались дивизий. 11 слайд
Вот латыш - Москву он защищал,
Смуглый уроженец Кутаиси,
Русский, что махоркой угощал,
Белорус и украинец рядом,
Сибиряк, что шел от Сталинграда,
И эстонец… Мы пришли за тем,
Чтобы счастье улыбнулось всем!
- О борьбе против общего врага писали и другие национальные поэты.

- Узбекский поэт Хамид Алимджан в стихотворении «Россия» (1943) писал:

О, Россия! Россия! Твой сын, а не гость я.
Ты - родная земля моя, отчий мой кров.
Я - твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, -
И пролить свою кровь за тебя я готов.

- Идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя:

Я русскую столицу берег.
Чтобы жила татарская столица.

Грузинский поэт ГЕОРГИЙ ЛЕОНИДЗЕ:

Братских призывов разносится гул,
Степи зовут, отвечают вершины,
Кличет из Казахстана Джамбул,
Слышен из Киева голос Тычины.
Янки Купалы грохочет строка,
Юношеским огнем полыхает.
Вижу - поэт провожает войска,
Руки с надеждою вслед простирает.
Июнь 1941 Перевод с грузинского Э.Ананиашвили

- Мои чувства очень сходны со словами из стихотворения:

Я знаю, никакой моей вины в том,
что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше,
Кто моложе - остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь…
Речь не о том, но все же, все же, все же…)

- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:
Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»

- Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)