Развитие личности ребёнка на основах национальной культуры

Разделы: Патриотическое воспитание


Во все времена перед учителями стояла задача воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за культуру своего народа. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать с национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Дети должны знать и помнить, как жили их деды и прадеды.

Я часто рассказываю своим ученикам о культуре быта нашего народа, об обычаях, о памятниках старины, чтобы у воспитывать у детей чувство уважения к прошлому нашего народа.

К некоторым таким занятиям дети заранее готовятся: приносят предметы быта, фотографии, открытки, изделия народных умельцев, а на уроках технологии мы можем сделать заготовку к занятию из картона и бумаги.

Так, на одном из занятий я рассказала детям о том, как строили дома в старину на Руси. Прежде всего выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где не была пролита кровь ни человека, ни животных. Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали берёзку - это берегиня.

С наступлением крещенских морозов мужик запрягал лошадь, садился в сани и ехал в лес. Шубу медвежью не надевал, не полагалось ехать к медведю в шубе. У медведя своя шуба, а медведь считался священным животным.

Когда корову отправляли пастись на луг, то, боясь, что она не потерялась, причитали:

Ах, медведюшка, ты батюшка,
Ты не тронь мою коровушку,
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку.

Лес рубили не где попало. Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мёртвым. Дерево рубили, а не пилили. Считалось, что так из дерева выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранялось. Рубили деревья хвойных пород, и брали только те, что падали верхушками на восток. Деревьев брали определённое количество. Например, если решали строить дом об 11 венцах, то брали 44 бревна + половина этого + 3 на выбраковку. Деревья на месте не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной польёт дождик, подсушит солнышко. Больные деревья убирали.

После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами и сытным ужином.

Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу. В неё вбивали крюк, где впоследствии вешали люльку. Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья. После этого ставили крышу - чело. Прикрепляли выструганную голову петуха или лошади. Считалось, что изба - это колесница, запряженная птицами или лошадьми, несущаяся навстречу солнцу. Затем закрепляли причелины. Они представляли собой красивый орнамент. Это было женское начало. Женщина - хранительница домашнего очага. Впоследствии произошли изменения в оформлении причелин. Люди старались, чтобы всё было прочно, удобно, красиво.

После того, как была поставлена крыша вешали наличники (на лицо). Наличники тоже представляли собой заклинательную орнаментику. В окна (в очи) должно было заглядывать восходящее, полуденное и заходящее солнце.

А нижние прямоугольники на наличниках символизировали засеянные поля. Итак, есть чело, есть лицо. У лица - окна. Получается лик - лицо - у лица - улица.

В конце занятия мы приступили к застройке улицы. Учащиеся заранее заготовили макеты домиков, а из бумаги мы вырезали красивые наличники. Улица получилась у нас красивой!

У нас много историко-архитектурных памятников. При встрече с такими памятниками ребята будут знать, как наши предки ставили дома, застраивали улицы.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей, помогает в восстановлении связи времён и поколений, способствует формированию основ национального самосознания и любви к Родине.

Список используемой литературы

  1. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. - 2011. - №4.
  2. Головушкина М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания / М.В.Головушкина // Известия высших учебных заведений. - 2012.
  3. Очиров Г.Д. Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогический журнал. 2019.
  4. Начальная школа. Научно-методический журнал. - 1997. - №5.