Урок по теме "Конфликты в межличностных отношениях"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: межличностные отношения


Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
  • Коммуникативные: участвуют в решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий работы в паре, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

  • Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
  • Формы: фронтальная, парная.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формирование гибких навыков проходило через подбор заданий для возможности использования разных путей решения.

Урок направлен на продуктивность и умение строить отношения с окружающими.

На уроке шло развитие коммуникации с другими людьми, умение управлять своими эмоциями.

Также на приобретение социальных навыков при возникновении конфликтных ситуаций.

На этапе актуализации знаний проходило развитие креативного мышления.

Ход урока

1. Организационный момент

Презентация

(слайд 1) Добрый день. Улыбнитесь друг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи.

2. Мотивация

(слайд 2) Прежде чем начать о чем-то говорить я хотела бы чтобы вы послушали историю, которая могла произойти в любой школе в любом классе.

Жили-были два мальчика одного звали Вася, другого Петя. Однажды Вася плохо подготовился к контрольной работе по математике. И решил, а спишу-ка я эту контрольную работу у Пети. Он списал, учительница проверяет и видит, что работа списана, и ставит два. И представьте себе когда Петя об этом узнал , отличник учебы, что получил двойку по математике, и из-за какого-то Васи. Петя от негодования закипел. Кипит, кипит. После уроков он подходит и говорит Васе: Ты трус и болван. Вася подумал. Ну то что он болван еще мог согласится, потому что он действительно как-то сглупил и надо было подготовится к контрольной работе. Но трусом, мальчик себя не считал. И он тоже закипел. Что произошло между мальчиками? (ссора, конфликт, разногласия).

Скажите, пожалуйста, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

(слайд 3) Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Мы с вами будем говорить о конфликтах, только в социальном плане. Давайте откроем и запишем тему урока в рабочих листах. Какие нам предстоит поставить задачи перед собой?

3. Актуализация знаний

(слайд 4) - При каком виде деятельности могут возникать конфликты?

- Что мы называем «общением»?

- Какие средства общения вам известны?

- Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

(слайд 5) Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и …

- Что могло произойти дальше?

- Как бы ты поступил в такой ситуации?

4. Изучение нового материала

(слайд 6) - Так что же мы можем назвать конфликтом?

- Назовите не менее 5 слов, словосочетаний с которыми у вас ассоциируется понятие конфликт. (выполняют задание в рабочей тетради урока)

(слайд 7) - Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее

Ругань, драки, ссоры, обида

(слайд 8) - Обратимся к рабочим листам задание.

- Cформулируйте определение «конфликт» самостоятельно, работая в паре. (выполняют задание в рабочей тетради)

(слайд 9) - Прочитайте определение понятия «конфликт», выбранное мной из словаря.

- Близко ли ваше определение к моему?

(Выписывают определение Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.) Межличностный конфликт - это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. Стр 76. (выполняют задание в рабочей тетради)

Конфликт представляет собой не просто спор двух сторон, возникающий стихийно и неожиданно. Это состоящий из нескольких этапов процесс, постепенно развивающийся и набирающий силу.

(слайд 10) Чаще всего, конфликтная ситуация состоит из 5 основных этапов. Первый этап называется «Возникновение конфликтной ситуации», то есть самого конфликта. Так почему же возникает конфликт мы с вами сейчас выясним, прошу вас обратится к рабочим тетрадям урока

Обратится к карточкам

1. Маша хотела бы побыстрее сделать уроки в тишине - это ее желание, а старший брат на всю громкость слушает любимые мелодии - это его желание и интерес.

противоположные желания и интересы

2. Когда в театре летчик или танкист слышит слова: «Подать экипаж!», то это может в первую минуту вызвать непонимание, поскольку для них экипаж - это не только карета, но и группа людей, управляющих машиной.

смысловой барьер

3. Подруги играли на улицы в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что она упала лицом вниз в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

барьер - эмоциональный

4. В школе, администрация требует форму установленного образца, а учащиеся ходят так, как считают нужным в их моральном понимании.

Барьер - моральный

5. Галя - староста в классе, а Маша - ученический директор

Различия, связанные с положением в обществе

(слайд 11) - проверка ответов

Мы выяснили какие бывают причины. - Возвращаемся к этапам развития конфликта (осознание конфликта).

(слайд 12) Как вы, ребята, думаете, что может происходить на данной позиции?

Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить.

И в этот момент мы поднимаемся на следующий этап - проявление конфликтного поведения.

(слайд 13) Чтобы выяснить, что происходит на данном этапе, я, ребята, вас попрошу встать в круг.

Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?

Спасибо, ребята, присаживайтесь,

(слайд 14) Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

(слайд 15) Посмотрите на слайд и подумайте какую вы выбрали сейчас стратегию? Какая наиболее приемлемая?

Теперь обратимся к рабочим тетрадям и выполним задание.

Басня Эзопа

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. "Лучше пить вместе из ручья, - решили они, - чем кормить таких, как он". (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

В.Г.Сутеев "Яблоко"

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.- Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...- Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона. - Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Русская народная сказка "Заюшкина избушка"

"… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака.

- Что, зайчик, плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!

Подошли они к избенке, и собака залаяла.

- Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им отвечает с печи.

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е. избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин "Сказка о золотой рыбке"

"…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"

"…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…" (поведение - приспособление).

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалось и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (поведение - конкуренция)

(слайд 16) Проверим? На слайде верный ответ.

(слайд 17) - Молодцы, переходим к следующему 4 этапу конфликтной ситуации - это углубление конфликта.

- Как вы считаете, почему возникает данная стадия конфликта?

- Правильно! Участники конфликта не смогли договорится и прийти к компромиссу или сотрудничеству, тогда возникает следующая стадия - углубление конфликта.

- Как раз в этот период возникает последняя стадия развития конфликта - это его решение.

(слайд 18) Разберем ситуацию встреча на узком мостике я попрошу ребят инсценировать 4 способа выйти из ситуации. А остальным нужно будет определить способ. Познакомьтесь со способами решения конфликта учебник пункт «Как не проиграть в конфикте» стр 80-81 (5 абзацов).

А как бы поступили вы в данной ситуации?

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Уступил дорогу и потом только прошел

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта боком прошли

Прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих. Просто ушел в другом направлениии

Интеграция - наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. Сделали дополнительную секцию моста.

Мне хочется отметить, что ни один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях.

Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

(слайд 19) Просмотр видеоролика «Притча»

(слайд 20) Домашнее задание

5. Подведения итогов

(слайд 21) Рефлексия «Чемодан в дорогу»

Чему вы научились на уроке. Что, на ваш взгляд, обязательно пригодится вам в жизни? Что вы возьмете с собой? Для того чтобы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений - "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».

Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?

Ситуации для инсценировки

Лист самооценки