"Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению
знаниями.»
К.Д.Ушинский
Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся.
Одним из таких активизаторов является устный счет.
Активизировать - это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает нам во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Цели проведения устного счёта:
- Задать ритм всему уроку
- Актуализация знаний учашихся
- Закрепление знаний по разделам программы
- Отслеживание уровня сформированности вычислительных навыков
Основные требования при проведении устного счёта - это разнообразие по содержанию материала и форма его подачи.
Как организовать наиболее эффективно работу на устном счёте при многообразии его форм и как при этом использовать работоспособность каждого ученика?
Наиболее часто используемый учителями - это беглый слуховой счёт, одна из самых результативных форм проверка знаний учащихся.
Данную работу можно организовать с использованием разного рода «сигналов», позволяющих учителю проследить за правильностью выполнения задания каждым учеников. С этой целью используются такие приёмы: показ учениками ответа или знака действия, которое нужно выполнить для решения предложенной задачи. Показ может быть осуществлён при помощи различных инструментов:
Числовой веер, абак, планшет, сигнал «Смайлик» (с помощью которого дети показывают согласны ли они с ответом ученика);
Работа с абаками, предполагает множество различных заданий: собери число, учитывая состав числа; покажи, в каком разряде находиться число и что оно обозначает; собери число по разрядам, начиная от класса единиц и далее, покажи результат данного выражения, покажи результат по задаче и т.д.
1-е и 2-е классы с большим интересом на устном счёте воспринимают дидактические игры различного характера.
Игра «День-ночь» видео, счёт цепочкой «Мяч» видео, «Математическое лото» и т.д.
Для развития пространственного воображения и произвольного внимания в первом классе используется графический диктант. Графический диктант - рисование по клеточкам под диктовку. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей. Этот игровой способ развивает у ученика мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, произвольное внимание, усидчивость.. Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.
Однако, как показывает опыт работы, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро. Другие же испытывают трудности при выполнении заданий, либо вообще «отлынивают» от устных упражнений, либо выполняют их от случая к случаю.
Для решения этой проблемы мы используем либо простые индивидуальные карточки, либо карточки-«Помогайки», где заранее описан алгоритм действий задания. У каждой карточки есть своя наклейка (ребёнок знает обозначение карточки с 1-го класса) поэтому можно заранее запланировать весь материал, индивидуально. Задания даются дифференцированно по уровню трудности и объёму учебного материала.
Зрительная и комбинированная форма проведения устного счёта
- Математические диктанты и различные тесты.
Цель проведения может быть различной.
Если речь идёт о проверки таблиц сложения, вычитания, умножения, деление или о проверке навыков счёта, то учитель «диктуя задания» старается не злоупотреблять математическими терминами.
Если же учитель ставит своей целью развитие математической речи учащихся, то задания подбираются с использованием различных терминов.
С помощью такого же диктанта может быть проверено и умение детей выбирать нужное действие при решении текстовых задач.
Тестовые задания могут быть различны: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.
Определи действие, установи соответствие
- Различные виды «Молчанки» - ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.
- Учителя часто прибегают к помощи таблиц и диаграмм.
Можно использовать задания по интерактивным таблицам.
Чаще всего учителя используют таблицы многоразового использования, чтобы их можно было использовать на многих уроках. При использовании таблиц увеличивается степень наглядности числовых операций. Задания учитель придумывает в зависимости от темы и цели урока, но могут придумывать и сами дети. Это вносит оживление в работу, поднимает интерес.
- Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по предложенным числам и картинкам любых предметов, персонажей, использование данных из жизненных ситуаций.
Предлагая ученикам составить задачи, можно увидеть, как наши ученики ориентируются в структуре задач, как они умеют ставить вопросы к определённому типу задач.
Диаграммы.
Преимущество диаграмм по сравнению с другими видами представления информации в том, что можно быстро сделать вывод из большого количества данных. Диаграммы способствуют развитию умения анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать разную информацию.
- Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке при устном счёте, создают групповые формы работы.
Необычайно разнообразны мультимедийные продукты. Они вызывают настолько большой интерес, что даже слабые учащиеся, особенно в групповой работе, проявляют себя.
Видеомагазин (2 класс); Магазин с большим набором продуктов (супермаркет), можно использовать для учащихся более старшего возраста
Заключение
Регулярное использование на уроках математики системы устного счёта, направленных на развитие познавательных возможностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.