Современные подходы к организации учебного занятия: вариативность форм, методов, содержания

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Современному обществу нужны современные люди. Таким образом, сегодняшняя цель образования состоит в том, чтобы выпускник школы не только приобрёл конкретные, готовые знания, но и получил образование, позволяющее осознанно осуществлять свой выбор карьеры, самостоятельно продолжать образование и быть конкурентоспособными в современном обществе, осознанно влиял на позитивные изменения социальной среды [3, с. 19].

Перед учителем стоят новые задачи. Он учит детей сегодня, а завтра он должен помнить о навыках будущего. Современное общество ожидает от человека творческих способностей и способности решать сложные проблемы, критически мыслить, вести переговоры, управлять людьми и координировать свои действия с другими. Современный человек должен уметь принимать решения и оценивать последствия своих решений.

Чтобы вырастить успешного выпускника, учитель должен измениться. Сегодня учитель - это не просто переводчик знаний. Ему предстоит примерить на себя множество ролей - стать наставником, тренером, психологом, разнообразить учебный процесс и освоить новые технологии обучения. Сегодня учитель - это и исследователь, и ученый.

Сегодняшний опыт организации образовательного процесса представлен множеством форм и методов: от проектного варианта, через коллективный метод обучения, до дифференциации на нескольких уровнях в рамках тренинга и зонирования образовательного пространства. Разнообразие образовательных технологий заставляет постоянно находиться «в теме». И сам ученик уже начинает привыкать к тому, что логика организации урока отнюдь не так предсказуема, как школьный опыт его родителей. Скорость нашего времени определяет необходимость работать над совместным производством знаний. Сегодня это называется компетенциями [1, с. 118].

Четвертая промышленная революция определяет изменения во всех сферах экономики. Следовательно, образование как одна из областей должно не только меняться со временем, оно также должно подготавливать людей к изменению бизнес-модели во всех отраслях. С появлением новых категорий рабочих мест, частично или полностью заменяющих другие, меняется и трансформируется содержание навыков, необходимых как для старых, так и для новых профессий.

Целью современного подхода к обучению является развитие личности, сознательного гражданина и, прежде всего, способности быстро и самостоятельно решать проблемы.

В соответствии с этими требованиями педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы к организации учебного процесса.

Вариативность образования - один из основных принципов и направление развития современной системы образования в России, следствие осознания государством, обществом и образовательным сообществом необходимости преодоления преобладающей школы к концу 1980-х годов унификации и единообразия образования; результатом реализации принципа и политики развития вариативности образования является свойство, способность образовательной системы (от федеральной системы до образовательного учреждения) давать студентам достаточно большое разнообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных программ, ряд способов (значимых и соответствующих потребностям учащихся) выбора такого пути. В конечном итоге вариативность образования направлена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации в образовании [4].

Реализация идей вариативности в образовании реализовывается по-разному, различными путями и способами: путем создания более широкого спектра образовательных программ и учебных заведений для их реализации; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программного и методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих подходов и методов могут быть реализованы в контексте отдельного учебного заведения. В то же время одним из наиболее важных показателей качества школьного образования является реальная способность школы предоставлять разнообразные образовательные услуги и разнообразие образовательных программ.

Разнообразие образования требует соответствующей настройки организационной структуры школы и особого подхода к внутренним системам управления школы. В частности, такие системы требуют средств, услуг и форм работы, которые могут диагностировать различные образовательные потребности и возможности школьников, оценивать существующие образовательные траектории и оценивать их соответствие существующим и будущим потребностям школьников, а также определять потребности в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, Разработка различных образовательных траекторий, разработка и внедрение принципов набора классов, групп и ученических потоков (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей).

Из-за значительных различий между образовательными вариантами, доступными в школе, эти новые варианты необходимо рассматривать в конкретной группе учителей по всей организационной структуре школы и структуре управления [2, с. 151].

Вариативность - один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в методах получения образования, видах и типах учебных заведений, типах учебных курсов (обязательных, факультативных и элективных), а также в методах и организационных формах обучения, используемых учителем. Вариативность - основная движущая сила инновационных изменений в современной системе образования. При этом важно не только дать каждому ученику право, но и предложить реальный выбор.

Список использованных источников

  1. Воронцов, А.Б. Качество образования. Качество и стандарты образования как основной проект российской школы / А.Б.Воронцов. - М.: Авторский Клуб, 2019. - 256 c.
  2. Л. де Калувэ, Маркс Э. Развитие школы. Модели и изменения / Л. де Калувэ, Маркс Э., М.Петри. - М.: Калужская типография стандартов, 2019. - 240 с.
  3. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 104 c.
  4. Вариативность содержания, методов, форм организации и средств начального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mpps.kiredu.ru/wp-content/uploads/Sbornik-tezisov-mezhdunarodnoy-konferentsii.pdf (Дата обращения 22.04.2021).