Классный час «Я - индивидуальность» проводится в конце апреля после психолого-педагогической диагностики и заполнения карты индивидуального развития педагогом-тьютором с целью конструирования и оформления ребёнком портрета «Я - индивидуальность», состоящего из двух образов: «Я - реальное» и «Я - идеальное».
Определение индивидуального стиля мышления, творческих продуктов, любого вида деятельности, выбор ребёнком форм, способов поведения и отношений с окружающими, как он будет эмоционально реагировать на происходящие события, т.к. по их проявлениям можно будет судить об индивидуальности ребёнка в настоящем.
Определение самим ребёнком своих склонностей и способностей, увлечений, интересов, успехов в учёбе, трудовой, интеллектуальной, творческой деятельности, которые ярко выражают его задатки, овладение навыками самопознания, выявление своего отношения к окружающему миру будет способствовать построению своего реального. А умение планировать, строить, проектировать - идеальное.
Технология проведения
1. Знакомство с понятием «индивидуальность»
На классном часе педагог знакомит детей с понятием «индивидуальность». Вводя это понятие, педагог под индивидуальностью подразумевает неповторимость и своеобразие задатков, способностей, интересов, качеств характера каждого ребёнка.
Педагог организует групповую работу, предлагая ответить на вопрос: Что вы понимаете под словом «индивидуальность?» Представитель каждой группы прикрепляет на доску результаты своей группы, а педагог организует обсуждение и совместно появляется общая формулировка «Индивидуальность» - это … Если дети не могут сформулировать, то педагог представляет результаты какой-то группы, например, «Индивидуальность» - это отличие меня от других, я не такой как все и др. Каждая группа на листе А3 оформляет свой ответ и представляет классу. Совместно с педагогом дети формулируют понятие «индивидуальность» и ее составляющие.
2. Составление портрета «Я - индивидуальность
Портрет «Я - индивидуальность» состоит из двух образов: «Я - реальное» (видение ребенком самого себя в настоящем, его умения, способности, интересы, черты характера и т.д.) и «Я - идеальное» (образ ребенка в будущем, т.е. то, чему он хотел бы научиться, узнать, развить качества, либо их улучшить).
Конструирование и оформление портрета необходимо провести в два этапа.
1) Педагог предлагает детям в группах создать образ воображаемого ученика, учитывая его индивидуальность. Для этого педагог выясняет вместе с детьми как они могут определить индивидуальность воображаемого ученика (что любит ученик? что он умеет? Какой у него характер? Какие достижения? и т.д.), т.е. вырабатывают показатели индивидуальности и записывают их на доске. Только после этого в группах дети создают образ ученика с последующим обсуждением и поправками, дополнениями. Это в реальном!
Каждая группа на листе А3 оформляет свой ответ и представляет классу.
2) Педагог предлагает детям поработать самостоятельно и составить свой портрет «Я - индивидуальность». В бланке «Я - индивидуальность» дети размещают два образа: Я в настоящем» и педагог не должен ограничивать детей в выдвижении идей, подборе цветов, форм, размещении карточек при оформлении собственного образа, инициатива должна идти от детей.
Если ребёнок не сможет самостоятельно сформулировать показатели индивидуальности, ему предлагаются карточки из дидактического материала «Мой портрет», которые он наклеивает в бланк « Я - индивидуальность», либо формулирует и записывает свои варианты ответов, создавая образ «Я в настоящем».
«Я в будущем».
3) Дети продолжают работать в группах, создавая образ воображаемого ученика «Я - идеальное» или «Я в будущем», отвечая на вопрос педагог: - Как вы думаете, может ли ученик измениться, чему - то научиться? В созданных портретах фломастером другого цвета записывают, то чему бы он хотел научиться.
Затем самостоятельно в верхней части бланка «Я - индивидуальность» дети наклеивают выбранные карточки из дидактического материала «Мой портрет», либо формулируют и записывают свои варианты, создавая портрет «Я в будущем».
Педагогу рекомендуем не ограничивать детей в выдвижении идей, подборе цветов, форм при оформлении собственного образа
Если у ребёнка показатель, по его мнению, достаточно развит, то он может ёе уточнить, например, понимаю учебный материал, правила, формулы и применяю знания на практике; хочу понимать учебный материал, правила, формулы и применяю знания на практике; хочу ещё лучше понимать учебный материал, правила, формулы и применять знания на практике.
3. Формулирование цели и задач развития ребёнка «Тропинка к моей мечте»
Формулирование цели и задач необходимо провести в два этапа.
1) Для формулировки цели «Тропинки к моей мечте» педагог помогает детям сформулировать цель, задавая вопрос: «Каким хочет стать ученик?». Предложенное задание дети выполняют в группах, оформляя свой ответ, на листе А3 и представляют классу, т.е. сообща формулируют цель.
Затем дети работают самостоятельно, формулируя свою цель, отвечая на вопрос: «Каким я хочу стать?» и записывают в бланк «Тропинка к моей мечте». Ребёнку, который не сможет самостоятельно сформулировать цель, педагогу необходимо оказать помощь индивидуально.
2) Формулирование задач дети выполняют в группах, оформляя свой ответ, на листе А3, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать ученику, чтобы стать таким?», на примере воображаемого ребёнка.
Далее дети работают самостоятельно, формулируя задачи, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать мне, чтобы стать таким?» и записывают в бланк «Тропинка к моей мечте» самостоятельно.
4. Рефлексия
В заключение, обсуждая результаты работы, организуется выставка портретов «Я - индивидуальность», где наглядно представлен «Классный портрет», в котором отражена неповторимость и своеобразие каждого ребёнка, отвечая на вопрос: - Что общего и чем мы отличаемся друг от друга?
После проведения классного часа, педагог вносит данные детей в сводную таблицу сформированности показателей «Я - индивидуальность». Полученные результаты педагог использует для проведения родительского собрания, где родители, учитывая результаты проведенного классного часа, составляют программу индивидуального развития своего ребёнка, а также для планирования воспитательной работы класса в целом, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.