Урок 26
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
Метапредметные:
- Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель.
- использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
- Сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
- Тренировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части, решать уравнения.
Заметки на полях:
На уроке 26 рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Учащиеся выводят правила:
- При сложении трехзначных чисел единицы складываются с единицами, десятки - с десятками, а сотни - с сотнями.
- При вычитании трехзначных чисел единицы вычитаются из единиц, десятки - из десятков, а сотни - из сотен.
После этого они «придумывают» запись сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик. Особое внимание обращается на правильную запись в столбик компонентов сложения и вычитания.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
- исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
- образовывать, называть, записывать число 100;
- строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать;
- измерять длину в метрах, выражать ее в дециметрах, в сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать;
- устанавливать соотношения между единицами измерения длины, преобразовывать их;
- сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах и дециметрах, выявлять аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать;
- сравнивать трехзначные числа;
- выполнять задания поискового и творческого характера;
- осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, упорядочивать, складывать и вычитать;
- записывать способы действий с трехзначными числами с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля;
- решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
- решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий;
- исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
- обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание: правила сложения и вычитание трехзначных чисел.
- Пробное действие: выполни действие: 261 + 124 и 372 − 162.
- Фиксация затруднения: «Я пока не смог выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел». «Я пока не могу обосновать верность, полученных ответов».
- Фиксация причины затруднения: «Я пока не знаю способа сложения и вычитания трехзначных чисел».
- Цель деятельности учащихся: «Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел».
- Фиксация нового знания: эталон сложения и вычитания трехзначных чисел.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности»
- Д−26.1 Эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
- Д−26.2 Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик (из урока 2-1-5), который достраивается еще одним шагом.
- Д−26.3 Алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Д−26.4 Подробный образец выполнения задания в парах.
- Д−26.5 Подробный образец выполнения СР.
2) Презентация: слайды 1−4.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.
А.Нивен
- Скажите, пожалуйста как вы понимаете эти слова?
- Сегодня вы продолжаете путешествовать по миру трёхзначных чисел. Что вы умеете делать с трёхзначными числами? (Читать, записывать, выкладывать с помощью графических моделей, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.)
- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел, или вам не хватает каких-то знаний? (Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)
- Что мы уже умеем делать с трехзначными числами?
- Так вот, этот торжественный момент настал. И сегодня вы займётесь … (Сложением и вычитанием трёхзначных чисел.)
- Итак, прежде чем узнать новое, нужно … (Повторить необходимые знания.)
- Зачем? (Они могут пригодиться при построении нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На доске вывешены пронумерованные эталоны: сложение и вычитание двузначных чисел по общему правилу и в столбик.
- Приступим?!
- Откройте рабочие тетради на стр. 46, № 1. Что вы должны сделать? (Надо найти сумму и разность двузначных чисел двумя способами: по общему правилу и в столбик.)
− Какие эталоны вам будут необходимы?
- Какой ответ вы получили? (98, 14)
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
- Это всё, что вам необходимо сегодня повторить.
− Выполните задание № 2 (а). Что нового в этих примерах? (Мы выполняли действия с двузначными числами, а теперь надо выполнить действия с трехзначными числами.)
- И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.)
- Послушайте задание внимательно. Надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.
Дети, приступив к выполнению задания, должны остановиться на действии с разрядом сотен, что будет свидетельствовать о наличии у них способности видеть недостаточность эталона и шагов алгоритма.
- Вы выполнили задание до конца? (Нет, мы не выполнили задание до конца.)
- В чём же ваша трудность? Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Что делать дальше? (Подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел; нет способа сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
4. Проблемное объяснение нового знания
- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
- Какова же цель вашей дальнейшей работы?
- Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Давайте попробуем дополнить эталон вместе? Какого разряда не хватает в эталоне двухзначных чисел, для того чтобы он стал эталоном трехзначных чисел? (сотен)
Открыть на доске рядом с эталоном алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-5) (Д−26.2):
- Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)
Учитель по ходу ответа добавляет шаг в алгоритм. В итоге он приобретает такой вид (Д−26.3):
- Проверьте полученный вывод по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке. (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)
- Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
- Способ вы построили. Молодцы! Чем предлагаете заняться дальше? (Будем учиться применять новый способ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
− Начнем работать с листочками у вас на партах. Это парная работа с проговариванием друг другу.
Вам нужно решить примеры, объясняя друг другу решение по алгоритму.
− Проверка по образцу (слайд 2)
− Что интересного вы замечаете? (Второй пример проверяет правильность выполнения первого и наоборот.)
− Как можно проверить правильность выполнения сложения? (Вычитанием.)
− Как можно проверить правильность найденной разности? (Надо сложить разность с вычитаемым или из вычитаемого вычесть разность и должны получить уменьшаемое.)
- Раз мы с вами вспомнили как найти целое и часть, давайте попробуем решить уравнение.
Открываем маленькие тетрадки, записываем число и уравнения. двое у доски, остальные в тетрадях.
Физкультминутка
Я называю число, если число трехзначное вы ставите руки перед собой, если двузначное в стороны, если однозначное поднимете наверх. Все понятно?
259, 11, 427, 40, 1, 4, 148, 27, 7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
- Выполните № 3 (РТ), стр. 46. Прочитайте задание.
- Какой вид записи выберете? (В столбик.)
- Задание выполняйте в рабочих тетрадях.
- Проверьте.
Открыть на доске подробный образец для самопроверки (Д−26.5, слайд 4):
- Какие трудности возникли при решении примеров? (Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)
Задание выполнить устно, фронтально.
Давайте попробуем решить задачу.
Владикавказ находится на 725 м над уровнем моря, а Алагир на 611 м над уровнем моря. На сколько Владикавказ выше, чем Алагир над уровнем моря?
Какое правило к этой задаче мы с вами знаем?
- Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
- Достигли цели? Докажите.
- Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)
- Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Где вам могут пригодиться новые знания? (В решении задач, уравнений, в повседневной жизни, …)
- Кто сегодня может сказать, что учился по-настоящему? Почему? (…)
- Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…)
- Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках. У кого остались затруднения по новой теме? Что вы себе запланируете? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм.)
Домашнее задание: правило, № 6 (У), стр. 51, № 5* (РТ), стр. 46, по желанию №№ 9*, 10* − один по выбору.