ОГЭ и ЕГЭ в современных реалиях

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 9, 11


Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это одно из жизненных испытаний с которым может справиться любой обучающийся, так как содержание КИМ состоят из школьной программы.

Как правило, к 1 февраля учащиеся 11 классов должны определиться, по каким предметам они будут сдавать государственные экзамены. У учащихся 9 классов даётся на выбор предмет времени больше, учащиеся 9-х классов должны подать заявление до 1 марта.

К ГИА относятся:

  • ЕГЭ - «Единый Государственный экзамен»
  • ОГЭ - «Основной государственный экзамен»
  • ГВЭ - «Государственный выпускной экзамен»

ОГЭ - это основной вид экзамена в 9 классе средней школы. Государственная оценка за ОГЭ является показателем основной общеобразовательной учебной программы.

Основной государственный экзамен сдают девятиклассники, освоившие программу основного общего образования.

Единый государственный экзамен сдают учащиеся 11 классов, освоившие основную программу среднего общего образования.

Рассмотрим нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения государственных экзаменов:

  • ОГЭ - Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
  • ЕГЭ - Приказ Минпросвещения РФ № 233, Рособрнадзора № 552 от 04.04.2023 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Есть предметы по учебным дисциплинам, являющиеся к обязательной сдаче, а какие предметы можно сдавать по желанию учащихся.

Обязательными предметами являются: русский язык и математика.

Предметами по выбору могут быть: информатика, иностранные языки (французский, немецкий, английский и испанский),география, обществознание, история, география, физика, биология, литература.

ГИА проводится:

  • В форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ)- для обучающихся образовательных организаций, в том числе лиц без гражданства, соотечественников за рубежом, беженцев, иностранных граждан и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА.
  • Также в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, заданий, билетов (ГВЭ) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-экстерны с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Давайте рассмотрим, что же такое ГВЭ?

Девятиклассники, не имеющие ограничений по здоровью или не обучающихся в спецучреждениях закрытого типа , будут сдавать ГИА в форме ОГЭ, то есть по стандартным тестам - КИМам.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут сдавать экзамены в 9 классе только по обязательным предметам в форме ГВЭ. Эта форма сдачи ГИА имеет свои особенности:

  • Ученик может самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку после ознакомления с темами сочинения и материалом для изложения.
  • У девятиклассника есть возможность сдавать экзамен в устной форме.
  • У выпускников с такой формой сдачи ГИА увеличивается время экзамена на 1,5 часа.
  • Возможно проведение экзамена на дому при соответствующих рекомендациях или в медицинском учреждении согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Разработка КИМов происходит с учетом специфики разных заболеваний.
  • Присутствие ассистентов или врачей на экзамене, которые придут на помощь ученику при организационных моментах и плохом самочувствии.

Для сдачи ЕГЭ обязательны по-прежнему только математика и русский язык. Математику можно сдавать на профильном уровне или базовом уровне по выбору самого учащегося. В 11-классе также возможен выбор формы ГВЭ при сдаче экзамена. Кроме вышеперечисленного в ГВЭ-9, в ГВЭ-11 применяется также пятибалльная система оценки, в то время как результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему.

В случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна пересдача в резервный день при условии, что данная оценка - единственная.

Испытание знаний.

Очень важно мотивировать учащихся на подготовку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Все мы знаем то, что легче готовить мотивированных учащихся к сдаче государственных экзаменов. Также важно подготовить учащихся, которые не прилагают никаких усилий к подготовке. В этом случае учителю необходимо показать учащимся, как это легко. Достаточно распространенная ошибка учителей - это нагнетание страха, данный подход не вдохновляет, а наоборот отвращает учащихся от подготовки. Учащимся кажется, что ОГЭ и ЕГЭ - это непреодолимый порог, к которому страшно даже приблизиться. Учителю необходимо наоборот показывать, как легко справиться со сдачей экзаменов по учебным дисциплинам на практике. Такой подход можно применять на консультациях или при разборе результатов пробных экзаменов. Желательно разбить учебный экзаменационный материал на блоки от простого к сложному.

Важно помнить знания не являются гарантией успеха. Очень часто задания на экзамене выглядят не так как в школьном учебнике. Достаточно важной частью является научить выпускников понимать задания госэкзамена. Для учеников важно научиться интерпретировать материал и применять знания, а после того как решить задания необходимо верно записать ответ в бланк ОГЭ и ЕГЭ.

ГИА по обязательному предмету.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку входит в обязательные экзамены. Время проведения экзамена - 3 часа 55 минут.

На экзамене по русскому языку разрешен к использованию орфографический словарь.

Сейчас мы ознакомимся с содержанием теста ГИА по русскому языку:

Тест ГИА по русскому языку состоит из трех частей:

  • Первая часть: написание краткого изложения по прослушанному тексту; сложность заключается в «сжатии» текста без потери его основной идеи.
  • Вторая часть: задания по тексту с выбором правильного ответа.
  • Третья часть: написание краткого сочинения по прочитанному тексту (выбор одного из трех предложенных заданий и представление письменного развернутого аргументированного ответа).

Первое и третье задания оцениваются также на соблюдение учащимися норм орфографии, грамматики, пунктуации, речи.

Сжатое изложение в ОГЭ считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

Достаточно важный аспект в ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку имеют средства выразительности.

Умение строить речь красиво, выразительно - подлинное искусство. Об этом хорошо знали уже древние греки. Впервые красноречия были описаны в античной риторике задолго до нашей эры, поэтому практически все названия выразительных средств языка имеют древнегреческое происхождение.

Еще в античные времена началось изучение средств выразительности, были описаны их основные виды. Существует великое множество определений и классификаций языковых изобразительно-выразительных средств, знания, которых необходимо для выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Средства выразительности бывают: фонетические, лексические, синтаксические. Звучание художественного текста в чем-то сродни музыке. В каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, бьется живое чувство, которое находит отклик в душе читателя. Особую музыкальность тексту придают фонетические средства выразительности, поскольку они связаны с созданием звукового образа, когда само звучание текста рождает те или иные ассоциации: шелест травы, журчание воды.

Следующим шагом мы рассмотрим лексические средства выразительности. В произведении талантливого писателя каждое слово, как магический кристалл, начинает сверкать множеством граней, приобретает новые значения и оттенки смысла. Использование выразительных возможностей семантики слова наиболее наглядно предстает в тропах.

Троп - оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропа позволяет создавать емкие образы, основанные на ярких ассоциациях, придает речи выразительность и эмоциональность.

Эпитет - образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак или явления.

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ важно помнить: существует «широкий» подход к пониманию эпитета, при котором в роли этого тропа может выступать любая часть речи, если она служит для характеристики другого слова. При таком понимании эпитет может быть выражен наречием (безумно влюблен) или существительным (девушка - красавица).

При «узком» понимании к эпитетам относят только образные определения, выраженные прилагательными или причастиями. Составители экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ придерживаются второй точки зрения. Также в третьем задании обычно рассматриваются лексические средства выразительности: эпитет, сравнение, метафора, фразеологизм.

В задании 25 эпитеты обычно выделены курсивом.

Сравнение - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помним, что сравнение может быть выражено существительным в творительном падеже: В голове ее молнией пронеслась мысль (то есть как молния).

Исходя из выше написанного многие считают, что сдать экзамен по русскому языку в 9 и 11 классе трудно. С этим можно согласиться только частично. К любому экзамену необходима подготовка.

Во-первых, потому что в процессе подготовки знакомишься с типологией и уровнем сложности экзаменационных заданий, в во вторых, систематическая подготовка позволяет преодолеть то, что для многих кажется трудным. Основные трудности, возникающие на экзамене, часто связаны с неумением:

  • Рассчитать время на выполнение частей А и В (тестовых заданий) так, чтобы достаточное время осталось на написание сочинения - выполнение части С.
  • Использовать определённые алгоритмы при выполнении ряда заданий: иногда дети забывают о том, что язык - система, есть внутренние связи между разделами языка, которые можно и нужно использовать при решении тестовых заданий.
  • Сформулировать проблему, заключённую в тексте, или выбрать из нескольких проблем одну для написания сочинения - рассуждения.
  • Развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения.
  • Выстроить композицию сочинения, добиваясь логичности и связности своего текста.
  • Соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Именно на преодоление этих трудностей и направлены занятия по подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ.

Анализ результатов проведения ОГЭ и ЕГЭ показал, что несмотря на сохранение в целом тенденция улучшения результатов выполнения заданий проверяющих степень сформированности коммуникативной компетенции, остаются недостаточно усвоенными:

  • интерпретацией содержания исходного текста,
  • комментарием проблематики текста,
  • выяснением способов и средств связи предложений.

Во многих сочинениях выпускников встречаются «существенные нарушения логики развития мысли, смысловой смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения»

В отчете подчеркивается, что в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, формировать у учащихся:

  • Умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей.
  • Умение делать выводы.
  • Учить вести любой диалог этически корректно.

Каждый вариант ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает задания с кратким и развернутым ответом. Задания экзаменационной работы позволяют оценить образовательную подготовку по русскому языку выпускников средней школы с целью их государственной (итоговой) аттестации и отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Задания, входящие в работу, проверяют следующие предметные компетенции:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
  • языковую компетенцию, то есть практическое владения русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм.
  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Культуроведческую компетенцию, то есть осознание языка как форма выражения национальной культуры, взаимосвязи языка история народа, национально-культурной специфики русского языка.

Часть 1 содержит 26 заданий открытого типа с кратким ответом. Задание этой части охватывают все разделы аспекты курса русского языка и проверяют лингвистическую подготовку учащихся, владение важнейшими нормами русского литературного языка, практически коммуникативные умения. В этой части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр.

Часть 2 состоит из одного открытого задания с развернутым ответом.

Выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

ГИА по предмету по выбору.

Рассмотрим структуру ОГЭ по английскому языку.

В содержании и структуре основного государственного экзамена по английскому за 9 класс нет изменений. В основной экзамен входят разные задания разной сложности в количестве 35 заданий. Экзамен состоит из двух частей: письменной и устной, которые проходят с недавнего времени в 1 день. Экзамен по письменной части длится 2 часа и 15 минут по устной части.

Письменная часть состоит из аудирования, чтения, заданий по грамматике и лексике, а также написания письма. Устная часть состоит из чтения текста вслух, шести ответов на диалог-расспрос и монологическое высказывание по поставленным темам. Экзамен рассчитан на уровень владения языком Pre-Intermediate, что соответствует A2 и B1 по шкале CEFR, поэтому ГИА по этому предмету можно пройти вполне успешно.

СтатГрад как инструмент для подготовки к ГИА.

СтатГрад -это всероссийский интернет-проект, созданный для того, чтобы обеспечить каждое образовательное учреждение качественными дидактическими и методическими материалами. Основные направления деятельности СтатГрада - система диагностики образовательных достижений учащихся, методическая поддержка систем внутришкольного контроля, учебно-методические материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

СтатГрад предоставляет методические материалы по всем ведущим дисциплинам школьной программы: по математике, физике, биологии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, химии, информатике, географии, иностранным языкам.

Использование на уроках и при самостоятельной работе тренировочных и диагностических работ в формате ЕГЭ и ОГЭ, диагностических работ для 5-11 классов позволит учителям выявить пробелы в знаниях учащихся, а учащимся - подготовиться к государственным экзаменам, заранее попробовать свои силы.

В настоящее время СтатГрад сотрудничает более чем с 13000 образовательных организаций России.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ важно усвоить главное: нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по содержанию предмета. В заданиях экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы общеобразовательного минимума школьной программы.

Однако такая подготовка не исключает необходимого обобщения и систематизации изученного материала в школе. И здесь следует особое внимание обратить на методические просчёты, которые были допущены в подготовке учащихся, и на способы их устранения.

В заключение хочу сказать, что в жизни человечества, по выражению Стефана Цвейга, есть звездные часы. Решающие пики времени, когда события, вызванные гением одного человека, определяют судьбу цивилизации, хоть развитие будущего.

Наука имеет немало таких вдохновенных часов. Порой они сохраняются, эти точные даты открытия. Известны часы откровения, породившие таблицу Менделеева, догадку Пастера, открытие Фарадея. История науки полна прекрасных легенд, начиная от Архимеда, от его победного крика «эврика!», с которым он мчался по улицам Сиракуз. Порой приукрашенные, они венчают долгие скрытые усилия, не видимую никому цепь разочарований, неудач тысячи отвергнутых вариантов. Вдохновение концентрируется и разряжается ослепляющей, часто эффектной вспышкой, которая попадёт в христоматию. (Даниил Гранин, писатель и общественный деятель)

Я не могу утверждать, что экзамен станет для вас тем самым «решающим пиком времени». Звёздный час, и надеюсь, не один , ещё впереди. Но пусть «долгие скрытые усилия, не видимую никому цепь разочарований, неудач тысячи отвергнутых вариантов» венчает ваш несомненный успех, который обеспечен кропотливой работой. Иначе просто не может быть, поверьте.

Литература

  1. Черкасова Л.Н. издательство «Эксмо»(Москва) 2021 -322 с. ОГЭ сдаём без проблем.
  2. Сенина Н.А. издательство Легион (Ростов-на-Дону) 2023 - 114 с. ОГЭ и ЕГЭ методика подготовки.
  3. А.Г.Нарушевич издательство ЛЕГИОН 2023 (Ростов-на-Дону) 118 с ОГЭ и ОГЭ средства выразительности на ОГЭ и ЕГЭ.
  4. Е.В.Гринкевич издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2023 184 с Готовим учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
  5. Ж.И. Дергилёва издательство «Интеллект» 2024 Нижний Новгород 123 с. Основной Государственный экзамен.
  6. О.В.Гарланова «Просвещение» Москва 2024 82 с. Готовимся к Единому Государственному Экзамену.
  7. М.Б.Миндюк «Феникс» Ростов-на-Дону 2023 145. Методические приёмы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.