Цель: создать условия для ознакомления с произведение о детях, для формирования нравственных понятий «зло- добро», «забота - равнодушие», для развития учебных и читательских умений.
Задачи:
- способствовать формированию умения работать с текстом;
- развития навыков выразительного чтения, памяти, внимания.
- прививать доброту, заботу, внимание, любовь к животным, чувство жалости, сострадания, ответственности за того, кого приручили.
УУД:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Оборудование:
- Климанова Литературное чтение: Учебник для учащихся 1 класса,
- Презентация
- Выставка книг В.А.Осеевой.
- Портрет В.Осеевой
I. Организация на урок
Дети читают хором:
Читайте, девчонки! (мальчики)
Читайте, мальчишки! (девочки)
Хорошему учат
Любимые книжки.
(А.Барто)
- Кто автор этих стихотворных строк? (Агния Львовна Барто)
- Дайте характеристику предложениям
1 и 2 предложения - по интонации Восклицательные, по цели высказывания - побудительные.
К чему призывает А.Барто?
Чему учат книжки?
3 предложение - невосклицательное, повествовательное
II. Повторение
Закончи предложение:
- Форма общения людей, когда мы слышим, говорим, читаем - все это называется…(РЕЧЬ)
- Речь бывает… (устная и письменная)
- (распределить на экране)
- Устная: говорит, слушать
- Письменная: писать читать
- Человека, который читает, любит читать… (читатель)
- - Как называются слова читатель - читать? (однокоренные, родственные) Корень ЧИТ.
- Кто является ХОРОШИМ читателем?
Хороший читатель - это человек, который читая произведение понимает писателя, является его собеседником, будто говорит с писателем на одном языке.
1) Прочитайте строки стихотворения известного вам поэта Сергея Михалкова.
Читают ХОРОМ:
С книжками мы все дружны:
И ты, и я читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их ... (писатели)
- Еще какие родственные слова вы видите? (писать - писатель)
- С помощью какой части слова образовались слова читаТЕЛЬ - писаТЕЛЬ? (Суффикс -ТЕЛЬ)
2) Мы прочитали произведения С.Михалкова и А.Барто. В какой сборник можно разместить эти произведения? (стихи)
Как мы назовем людей, которые пишут стихии, песни? (ПОЭТы)
3) Мы знаем много писателей и поэтов. «Подпишите» под фотографиями фамилию и имя отчество писателей: Сергей Владимирович Маршак, Агния Львовна Барто, Валентина Александровна Осеева. (Работа в паре)
4) Что писала В.Осеева? (рассказы)
Вспомним признаки рассказа:
- Повествование о реальных событиях.
- Небольшой объём.
- Небольшое количество действующих лиц.
- Описание одного эпизода.
IV. Знакомство с текстом и автором до чтения
1) Нашим собеседником на уроке будет писатель В.Осеева.
- В.Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом.
Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать»
- Как вы понимаете эти слова?
- Эти слова мамы В.Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.
Мы уже знакомились с ее произведениями. Много рассказов вы читали сами дома. Но сегодня мы будем не просто читать, мы будем ДУМАТЬ.
2) В названии произведения будет слово, которое надо собрать из слогов: ХО, ЗЯ, ИН.
Соберите его.
Лексическое значение: толковый словарь
Хозяин - тот, кому принадлежит что-либо.
3) Прочитайте название. (Кто хозяин?)
Дайте характеристику этого предложения. (Вопросительное, невосклицательное)
На какой вопрос мы должны ответить, когда познакомимся с этим произведением? (Кто хозяин собаки?)
4) Посмотрите на иллюстрацию, сделайте предположение, кто будет главным героем рассказа.
Постановка проблемы:
- А чтобы предположить, кто из мальчиков хозяин собаки, спросим у них.
Это… Ваня и Коля (Почему с заглавной буквы?)
Прочитайте диалог.
Коля: «Собака моя!..»
Ваня: «Нет, моя собака!».
- Мальчики знают, кто хозяин собаки?
- Кто может быть хозяином собаки?
Вопрос один, а мнений 2 (3).
На какой вопрос мы должны ответить на уроке?
(Кто настоящий, единственный хозяин собаки?)
V. Работа над произведением во время чтения
1) Чтение детьми по два предложения
Большую собаку звали Жук.
Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице.
У него была перебита нога.
Коля и Ваня вместе ухаживали за ним.
1-2 предложение:
- Как звали собаку?
- Что сделали мальчики?
- Подберите синоним к слову «подобрали».
3-4 предложение:
Что случилось с Жуком?
Найдите и подчеркните слова-действия - глаголы, как мальчики отнеслись к собаке. (подобрали, ухаживали)
Каким цветом подчеркнете эти слова? (красным, т.к. это хорошие поступки)
По этим поступкам дайте характеристику мальчикам: какие они? (добрые, отзывчивые, неравнодушные…)
- Можно ли сказать, кто достоин из них быть хозяином собаки? (нет, оба…)
2) Чтение детьми по одному предложению всю 2 часть.
И когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином.
Но кто хозяин Жука, они не могли решить.
Поэтому спор их всегда кончался ссорой.
- Какое желание появилось у каждого из мальчиков?
- Как они решали эту проблему?
- Найдите слово, которое означает способ отстаивания своего мнения, попытка убедить другого, что это он единственный хозяин. (СПОР) (КРАСНЫЙ цвет, положительный способ)
- Чем заканчивался их спор? (ССОРОЙ)
- Подберите синоним к слову ссора. (вражда)
- Каким цветом мы подчеркнем это слово? (ЧЕРНЫЙ, плохой способ)
Подобрать надпись к иллюстрации из 2 части
И когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином.
3) - Прочитаем о том, как спорили мальчики по ролям.
- Кто участник? (Ваня, Коля, автор)
(А) Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
(А) Коля сказал:
(К) - Собака моя, я первый увидел Жука и подобрал его!
(А) Ваня сердился:
(В) - Нет, моя! Я перевязал ей лапу и кормил её. -
(А) Никто не хотел уступить.
(К и В) - Моя! Моя! -
(А) кричали оба.
Перечитайте текст про себя.
- Подчеркните, какими словами во время СПОРА убеждал Коля, почему он хозяин собаки.
(…я первый увидел Жука и подобрал его!) (КРАСНЫЙ )
- Какие качества характера мы увидели? (заботливый, отзывчивый, неравнодушный…)
- Может Коля быть единственным хозяином? (ДА)
- Подчеркните, какими словами убеждал Ваня, почему он хозяин собаки.
(Я перевязал ей лапу и кормил её.) (КРАСНЫЙ )
- Какие качества характера мы увидели? (заботливый, отзывчивый, неравнодушный…)
- А Может Ваня быть единственным хозяином? (ДА)
- Как понимаете слова «горячо спорили»? (перекрикивали, разговаривали на повышенных тонах, эмоционально)
- Какие слова-действия показывают, что спор перешел в ссору. (Никто не хотел уступить, кричали оба) (ЧЕРНЫЙ)
4)
-Что случилось потом, читаем «цепочкой»
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
- Найдите слова, доказывающие, что Жуку грозила опасность (выскочили две огромные овчарки. Они бросились)
- Кому еще грозила опасность? (мальчикам)
- Что сделал Ваня? Почему? (вскарабкался на дерево - синоним - залез. Испугался, т.к. страшные собаки) ЧЕРНЫЙ цвет
- Какие качества характера мы увидели у Вани? (трусливый)
- А Коле тоже грозила опасность? Как вы думаете, Коле было страшно?
- Сделайте предположение: как поступил Коля?
Послушаем, что же случилось потом. (аудио)
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
- Чья собака? - закричал он.
- Моя, - сказал Коля.
Ваня молчал.
- Что сделал Коля? (Схватил палку, бросился на помощь) КРАСНЫЙ цвет
- Почему он так поступил?
- Какой Коля? (смелый решительный…)
- Прочитайте, какой вопрос задал лесник.
- Что ответили мальчики?
- Почему Ваня молчал?
- Подобрать надпись к иллюстрации из 5 части
- Моя, - сказал Коля.
Проблема урока: на какой вопрос мы должны были ответить на уроке? (Кто настоящий - единственный хозяин собаки?)
В начале урока ваши мнения разделились. Как же вы ответите теперь?
Так кто же? Почему?
Чтобы доказать, что вы правы, еще раз посмотрим, каким был Коля
VI. Работа над произведением после чтения
Русская пословица гласит: «Суди человека по его делам»
Прочитаем, что делал Коля, его поступки.
Во 2 столбике оставьте черты характера Коли, который соответствуют его поступкам. Лишнее зачеркните. (Работа в паре)
Соотнесите поступок и черту характера Приложение 4
Коля
Поступки:
|
Характер:
|
Подобрал (Жука)
|
Заботливый
|
Чем понравился Коля?
В рассказе мне понравился Коля. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок. Коля искренне хотел помочь Жуку, попавшему в трудную ситуацию, и не медлил ни секунды. А Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.
Сегодня нашим собеседником была Валентина Осеева.
Почему она написала это произведение для детей? Чему хотела научить?
Подберите пословицу, которая отражает главную мысль произведения.
- Сделал добро не хвались.
- За друга умей постоять.
Можно ли так озаглавить рассказ? (Да, по главной мысли)
Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.
Работа над планом рассказа Приложение 5
Восстанови правильный порядок событий основной части. И пересказать по плану (дома)
- Нападение овчарок.
- Хозяин Жука.
- Подобрали собаку.
- Спор мальчиков.
- Жук выздоровел.
Итог урока
Узелки на память.
Валентина Осеева "Кто хозяин?"
- За друга умей постоять.
- Быть хозяином это...
Стих
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Рекомендации: можете почитать произведения Валентины Александровны Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья», «Хорошее», «Три товарища», «Три сына», «Хорошее», «Волшебная иголочка», «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи».
В библиотеке вы сможете найти не только отдельные рассказы, но и сборники рассказов и повести.
Итоговый тест по произведению дается в зависимости от подготовки детей. Приложение 6