Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка у обучающихся 5–6-х классов

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: английский язык


Не секрет, что владение иностранным языком открывает перед выпускником школы огромные возможности в дальнейшем образовательном пути. И всем известно, что английский является глобальным инструментом науки, бизнеса, политики и, конечно же, образования. Владение иностранным языком помогает достичь поставленной учащимся цели и открывает перед ними новые возможности. Выпускник становится конкурентоспособным, что находит своё отражение в указе президента Российской Федерации в сфере образования «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г, в котором правительству поручено обеспечивать глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. [1]

Следовательно, конкурентоспособный выпускник - это функционально грамотная личность, способная применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. [2]

Проблема неумения применять полученные на уроках знания учащимися для решения жизненных задач, а также неиспользование этих знаний в системе решается путем развития одной из составляющих функциональной грамотности - читательской грамотности- это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества. [3 ]

Так на уроках английского языка в 5-6 классах при развитии читательской грамотности применяются задания, носящие проблемный характер, в которых моделируется понятная жизненная ситуация, контекстуально близкая к ситуациям из повседневности. А сама информация может быть представлена различными способами - это и рисунки, и диаграммы, и фотографии, кроме того, смешанные и составные тексты.

Работая над темой «Мир животных» в 5-м классе авторы учебника «Английский в фокусе» предлагают задания, которые способствуют формулировке речевой задачи, создают необходимую мотивацию у учащихся, сокращают уровень языковых и речевых трудностей, и конечно, помогают осмыслить прочитанное. Информация носит интегрированный характер и представлена в виде несплошного текста, что позволяет обучающимся учиться критически мыслить, а также способствуют развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

  1. Посмотри на карту. Какую страну ты можешь видеть? Где она располагается в Африке или Азии? Какие страны находятся рядом с ней?
  2. Посмотри на картинки. Послушай и повтори названия животных. Какие из них созвучны с русским языком? Какие из данных животных обитают в России?
  3. Посмотри на заголовок текста. О каких животных пойдет речь?
  4. Какие два вопроса ты бы мог задать об индийских животных? Послушай и прочитай текст. Можешь ли ты на них ответить?
  5. Прочитай и найди в тексте названия 3 стран, 5 животных, 5 цветов, 5 прилагательных.

Для осмысленного понимания прочитанного, учащимся предлагается ознакомиться с текстом и заполнить фактическую информацию о данном животном, предварительно выяснив у них:

  1. Какое животное изображено на картинке?
  2. Где оно живет?
  3. Что ест и пьет?

Особенность данных заданий заключается в том, что они интересны, полезны и направлены на расширение межпредметных связей.

Тема «Досуг» в 6-х классах также представлена заданиями на формирование читательской грамотности учащихся.

  • Посмотри на листовку. О чем она? Где ты можешь её увидеть? Сколько клубов в ней представлено?
  • Прослушай текст, прочитай и найди клубы, которые посещают один раз в неделю, два раза в неделю, три раза в неделю, ежедневно.
  • Сколько сложных существительных ты можешь найти в тексте?
  • Приведи собственные примеры сложных существительных.

Продолжая осмыслять информацию об «известных видах транспорта различных стран», шестиклассникам необходимо согласиться с предложениями или опровергнуть их.

Подобные упражнения не новые, но именно они помогают формировать функциональную (читательскую) грамотность школьников. В дополнение можно предложить учащимся ответить на вопрос о самом безопасном виде транспорта из предложенных, по их мнению, а также узнать, каким видом транспорта они воспользовались бы, например, чтобы познакомиться со столицей Индии.

Кроме того, особое место в развитии функциональной грамотности учащихся занимает создание проектов. Так обучающимся 5 и 6 классов предлагается выполнить проекты по определённым темам. (Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3)

Данная работа позволяет школьникам не только расширять языковые знания и общий кругозор, но и повышает их творческий потенциал, формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативности и работе в сотрудничестве.

Таким образом, задания, носящие проблемный характер, в которых моделируется понятная жизненная ситуация, контекстуально близкая к ситуациям из повседневности. способствуют формированию функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. А функционально грамотный ученик - это конкурентоспособный выпускник.

Список литературы

  1. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.06.2024)
  2. https://mcko.ru/articles/2622#:~:text=Функциональная%20грамотность%20%20это%20способность,знаний%20для%20решения%20конкретной%20задачи (дата обращения: 13.06.2024)
  3. Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer (дата обращения: 9.06.2024)