Каждый педагог периодически обновляет свое представление о том, что такое современное обучение. Федеральные государственные стандарты нового поколения определяют опору процесса обучения на жизненный опыт, собственные ассоциации и живое мышление, неповторимую выразительность и индивидуальное воображение ребёнка.
При современном разнообразии цифровых ресурсов скучная жизнь на уроке, без эмоциональное образование оказываются в глазах учеников неконкурентоспособными. Поэтому у современного учителя возникает нужда в освоении таких обучающих технологий, с помощью которых возможно повысить эффективность любого урока.
С этой целью я открыла для себя, изучила, дополнила и переработала в свете требований школьного обучения один из видов интерактивных технологий - социоигровые технологии (СИТ).
Сущность социоигрового стиля работы его основатели В.Букатов и А.Ершов определили формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки…»
Социоигровая технология - это обучение ребёнка в коммуникации со сверстниками. Современному человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности. Поэтому в обучении как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять…» (Ж.-П.Рихтер), т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
В своей работе я использую социоигровые приемы и методы, в которых наиболее концентрируются дидактические и коммуникативные аспекты школьного урока. Имеются в виду универсальные приемы организации внимания класса и каждого ученика, способы активизации и поддержания творческой дисциплины и порядка на уроке, а также приёмы, обеспечивающие погружение в учебный материал.
Выделяю следующие группы игровых заданий для младших школьников
Игры-задания для создания рабочего настроя.
Задача: пробудить интерес детей друг к другу, поставить их в определённую зависимость друг от друга, тем самым обеспечить мобилизацию внимания.
Игры для приобщения к делу, могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала.
Задача: выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом.
Игровые разминки - объединяются всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью.
Задача: запустить механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает творческий результат действия.
Я использую следующие формы социоигровых технологий:
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Деловые игры.
- Сюжетно-ролевые игры с использованием учебного материала.
- Сюжеты для создания проблемных ситуации с элементами самооценки.
Результаты использования социоигровых технологий:
- активизируется речевое взаимодействие;
- активизируется словарь ребёнка;
- ребёнок учится слушать, отстаивать свою позицию, разумно, аргументированно и доброжелательно возражать сверстникам и взрослым;
- формируется позитивное отношение к окружающему миру и к окружающим.
Игры-задания для создания рабочего настроя
1) «Живые знаки»
Каждому ученику (или паре) присваиваю цифру, знак действия, знак равенства, переменную, звук, букву, часть речи, название члена предложения, знак препинания и т.п. Таким образом решаем примеры, уравнения, строим предложения, определяем главные члены предложения, вставляем буквы. Дети встают с места, выстраиваются у доски или хлопают в ладоши. Познавательная активность детей максимальная, интерес к заданию обеспечен. Различные дополнения обеспечивают двигательную активность и позитивный настрой: «заглавная буква» поднимает руки вверх, «точка» - присаживается. Дети быстро моделируют математические выражения, уравнения с решением, геометрические фигуры, предложения, определения и отлично запоминают то, в чём азартно участвовали.
2) «Внимание-ошибка»
На уроках русского языка и математики договариваемся с учениками: если кто-то видит ошибку, то не поднимает руку и не выкрикивает, а встаёт (что является обращением к классу). Например, ученик пишет на доске словарные слова. Кто-то из одноклассников видит ошибку, встаёт. Другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто-то встал) и ищут ошибку. Если находят - тоже встают. Отвечающий у доски начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он садится и начинает проверку.
3) «Руки-ноги»
Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок - поднять руки, два хлопка - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.
Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Выполнить его можно только в том случае, если ученик начинает четко подчиняться «нехитрым» командам задания. Упражнение можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах и периодах занятий.
Игры для приобщения к делу
«Наш секрет»
- работаем по группам (или парам) с текстом на доске. Задание учитель даёт индивидуально группе, это «наш секрет», например:
- выписать из текста имена прилагательные;
- выписать из текста существительные с гласными и согласными в слабой позиции;
Группы выполнили задание - хлопните в ладоши и передайте другой группе для проверки. Они должны угадать «наш секрет», проверить, при необходимости - дополнить.
«Найди слово»
- 1 этап. Каждая группа (команда) получает букву. На листе бумаге дети совместно работают с текстом в учебнике и выписывают все слова на эту букву в изучаемом параграфе (параграф у всех один, буква разная).
- 2 этап. Время истекло, соседние группы обмениваются листочками и проверяют правильность выполнения задания другой группой. Для этого им нужно проработать текст ещё раз, так как буква другая. Если находят пропущенные слова - вписывают другим цветом.
- 3 этап. Учебники закрываются, группы возвращаются к своему листку с дописанными другой группой словами. Теперь детям нужно, припоминая текст в учебнике, дописать к каждому слову соседнее, справа или слева от того, что выписано на листочке.
- 4 этап. Проверка по учебнику и рефлексия.
В завершениt работы учитель может вызвать желающих для пересказа содержания параграфа и ответов на вопросы по тексту. При этом можно воспользоваться листочком с выписанными командой словами.
Задания для творческого самоутверждения
«Этюд»
С помощью мимики и жестов ученик (или группа) изображают какой-либо процесс, другие угадывают. Например, процесс конденсации воды в облаках, осенние явления в жизни растений, воздействие человека на природу и др.
«Шумы-загадки»
Для озвучивания учитель (или сама группа) выбирает иллюстрацию или схему в учебнике. Ученики, изучив текст и схему к нему, исполняют разные партитуры (шум леса, вой ветра, шипение змеи, потрескивание льда и т.д.) многие учебные темы оживают в условиях таких творческих загадок.
Несомненно, что методы и приёмы технологии СИТ универсальны, так как их можно использовать на разных этапах урока любого предмета, а также и во внеурочной деятельности.
Работать по этой технологии трудно с точки зрения подготовки режиссуры урока. Технологию, на мой взгляд, не всегда можно использовать. Но рациональное её использование очень результативно. Причём, чем сложнее класс, тем она действеннее.
От учителя этот стиль обучения требует постоянной высокой мобилизации и некоторой доли фантазии, а иногда и определённой смелости, но то, что технология даёт хорошие результаты, сомнений не вызывает.
Таким образом, я с уверенностью могу утверждать, что использование социоигровой технологии способствует реализации основных требований ФГОС, помогая решать учебные и воспитательные задачи, учит учиться, даёт возможность организовать обучение нетрадиционно, интересно. Благодаря этому ребёнок естественным образом развивает коммуникативные навыки. Он учится сам, а все условия для обучения ему создаёт учитель - это и есть главная задача современного педагога.