Методическая разработка, направленная на формирование российской национальной идентичности. «Не перервать связующую нить»…

Разделы: Патриотическое воспитание


Пояснительная записка

Цель: формирование российской национальной идентичности при воссоздании событий Бородинской битвы.

  1. Познакомить учащихся с событиями Великих сражений в истории
  2. Развить интерес к истории Отечества.
  3. Ориентировать ребят на признание Отечественных приоритетов в области сохранения мира.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня утрачиваются ценностные гражданские приоритеты подростков, подобные разработки формируют чувство причастности к истории Отечества.

Новизна разработки заключается в том, что подобных аналогов в методических журналах не встречается.

Отличие от уже существующих материалов:

Детально разработанные этапы литературно-музыкальной композиции обеспечивают эмоциональную отзывчивость воспитанников и осознанное нравственно-эстетическое освоение гражданских ценностей.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных нерешенных проблем в России является проблема органичного формирования у подростков чувства причастности к истории страны, ощущения себя гражданином и патриотом своей Родины. Кризис идентичности - это утрата Россией своего сложившегося представления о самой себе, а именно представления о том, что представляет собой наше государство, кто является его союзником, а кто соперником, как определены границы государства и как соотнести весь исторический опыт с нынешним состоянием дел? Все эти вопросы на сегодняшний день остро ставятся властью в рамках формирования в общественном сознании представления о национальной идентичности, причастности к историческим и духовным ценностям России. Ведь мы живем в период смены ценностных ориентиров, а именно в этот период нарушается духовное единство общества, происходит размывание жизненных ориентиров молодежи.

При этом именно в школе закладываются основы представлений человека по вопросам межнационального мира, межнационального общения, основы мировоззрения. Образованию отводится главная роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплоченности, в укреплении социальной солидарности. Именно в школе необходимо особое внимание уделять гражданской, духовной и культурной составляющим воспитания подрастающего поколения. Национальная идентичность не является объективной, естественной, генетически наследуемой субстанцией, она исторически изменчива и представляет собой бесконечно длящийся проект. И формирование национальной идентичности у школьников подразумевает формирование представлений детей о гражданской нации, воспитание патриотизма.

Существует бесчисленное множество теоретических подходов к этой области социальной педагогики. Одни считают невозможным формирование единого народа в полиэтническом обществе. Другие же высказывают противоположное мнение. Но мировая история знает много стран, где народы, независимо от религиозно-этнической и национальной принадлежности, общими усилиями участвовали в развитии государственности.

Одной из технологий развития национальной идентичности в школе можно считать технологию исторической реконструкции, которая позволяет визуально отразить часть существования в конкретное историческое время того воображаемого сообщества, которым является нация. «Мир» и «время» в процессе исторической реконструкции - аналог социума, находящегося на определенном этапе. Таким образом, историческая реконструкция создает образ социума, утверждаемый через представление ряда событий, и, следовательно, определяющий причастность людей к этим событиям.

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем национальной идентичности и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки. Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его результат.
  2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т.д.

Этно-историческая реконструкция - культурное явление, которое в последнее время набирает значительную популярность. В рамках этно-исторической реконструкции создаются культурно-исторические центры, проводятся фестивали этнического и военно-исторического плана.

2022 год в истории нашего Отечества отмечен одной из самых знаменательных дат (210-летие Бородинской битвы и изгнание Наполеона из России). Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. Но общая беда сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Губернии, оккупированные врагом, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом. Это значительно ускорило сложный и длительный процесс консолидации русской нации. Теснее сближались с русским народом другие народы России. В русской армии сражались представители разных народов. Приведем один небольшой пример - Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли.

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще больше возвысила ее значение, как духовного центра России. М.И.Кутузов, в ком счастливо сочетались лучшие черты русского характера, был выдвинут на свой ответственный пост по воле общественности и в тот год стал, по существу, национальным лидером.

В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается ее общественный, народный характер. В 1812 году русское общество вновь взяло, как во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстаивала свою независимость и территориальную целостность. Языком дворян стал русский, периода расцвета достигает национальная литература и русский театр. Это воистину было славное время, и прославлено оно было патриотами земли русской, поэтому события времен Отечественной войны 1812 года явились объектом нашего пристального изучения и дальнейшей историко-художественной реконструкции.

Так, готовясь к празднованию 210-летия Бородинской битвы, классный руководитель 9 Р класса Галичкина Н.В., учитель английского языка, запланировала подготовить скромную литературную композицию к классному часу. Но, начав подготовку, педагог и ребята увлеклись и начали изучать исторические источники.

Было принято решение более глубоко изучить события Отечественной войны 1812 года, создать школьный исследовательский проект, тем более, что тема 1812 года проходит красной линией в курсе истории России 8 класса (19 в.). В дополнение к курсу истории началось изучались монографической литературы, погружение в чтение мемуаров. Обсуждая прочитанное, смогли определить «главных героев своего проекта». Изучение биографий М.И. Кутузова, М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона, Н.А.Дуровой, Д.В.Давыдова, чтение их произведений, изучение их творчества привели к тому, что круг участников расширился. Для более полного представления о событиях двухсотлетней давности дети посмотрели художественные фильмы «Эскадрон гусар летучих», «Гусарская баллада», «О бедном гусаре замолвите слово», «Звезда пленительного счастья», документальный проект «Неизвестная война 1812 года». С целью изучения исторических источников и памятников посетили музей «Бородинская панорама», побывали на экскурсии «Дорогами 1812 года» и на Бородинском поле.

Хочется привести пример из сочинения одного из участников данного мероприятия о впечатлениях от этих мероприятий: «Всем классом посетили место неувядаемой русской боевой славы - Бородинское поле. Здесь мы познакомились с главной экспозицией «Бородино - битва гигантов» и поднялись на батарею Раевского, проехали к Шевардинскому редуту и посетили Спасо-Бородинский монастырь. В память о погибших мы возложили цветы. Эта поездка натолкнула нас на мысль о подготовке литературно-музыкальной композиции «России быть, нам быть дано, пока жив дух Бородино!». Были сделаны презентации о М.И.Кутузове, П.И.Багратионе, М.Б.Барклай-де-Толли, Д.В.Давыдове и Н.А.Дуровой, с использованием музыки И.Щварца, Б.Окуджавы. Также мы познакомились с песнями и романсами на стихи Д.Давыдова.

Я очень рад, что стал участником литературно-музыкальной композиции. Репетиции этого выступления помогают мне еще глубже погрузиться в атмосферу той эпохи, влиться в её героические образы. Для участников композиции готовится униформа того времени. Это позволяет почувствовать эпоху, как говорится, кожей»

В результате того, что вниманию ребят была предложена эмоционально-выразительная метапредметная информация из различных источников - исторических, документальных, гуманитарно-художественных, мемориальных, - дети ощутили весь трагизм событий давней войны. Чувство гордости переполняло всех, они будто бы воочию увидели ту «связующую нить», которая помогала сражаться на Бородинском поле в 1941 году нашим дедам и прадедам. Отдавая дань уважения героям, ребята с глубоким волнением возлагали цветы к памятникам, посвященным героям и 1812 года, и 1941 года.

Пережитые чувства послужили стимулом для социальной активности ребят, после экскурсий дети приняли решение: изготовить костюмы для главных героев литературно-музыкальной композиции. И эти сложнейшие костюмы: офицерские мундиры и бальные платья, атрибуты и реквизит, - были успешно сделаны в творческом союзе детей, педагогов, родителей. Под руководством взрослых и при активном участии ребят были закуплены текстильные материалы и пошиты театральные костюмы поразительной красоты и благородства. Но путь к их изготовлению был совсем не прост. Ребятам потребовалось изучить много литературы о воинских подразделениях, об Ахтырском гусарском полку, о гренадерах, артиллерии, о венгерских гусарах, об уланах и т.д. Изучая костюмы и оружие, вспомнили фильм «В бой идут одни старики», цитату: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне…». И это послужило для рождения новой творческой идеи.

Используя музыку, песни, романсы из кинофильмов дети поставили и логично включили в литературно-музыкальную композицию роскошные музыкальные номера, бальные танцы, романсы и песни, отражающие характер культурно-исторического времени начала 19 века. Значительным преимуществом для ребят стало то, что в современном спектакле есть все возможности для использования информационно-коммуникационных технологий. Всему творческому коллективу необыкновенно повезло, что ученик 10 А класса Браташ Дмитрий выступил умелым создателем слайдовых презентаций и видеороликов. Он оказал восьмиклассникам неоценимую помощь, присутствуя на каждой репетиции и став, по сути, профессиональным звукорежиссером.

Идея художественного воссоздания событий Бородинской битвы под девизом «России быть, нам быть дано, пока жив дух Бородино!» привлекла к проекту и другие таланты. Хорошо владея гитарой, обладая исполнительским даром, пришли в проект и учащиеся 11 класса, исполняющие романсы на стихи Д. Давыдова под аккомпанемент гитар.

Для изготовления реквизита (кивера, сабли, декорации) были привлечены почти все учащиеся 9-х классов. Вальс - король балов всех эпох, стал любимым танцем для репетирующих юных артистов.

Работая над исторической реконструкцией эпизодов событий 1812 года мы, учителя, почувствовали некое единение учащихся, их заинтересованность, потребность в репетициях, выступлении.

Очень эмоциональными были их выступления на защите проекта. Как нам кажется, это и есть то, что мы называем «воспитание через сопричастность» и национальной идентификацией. Хочется привести пример из сочинения участника проекта: «Я уверен, что человек остается настоящим человеком, пока в нем живет светлая память о прошлом. Утрачивая связующую нить между прошлым и настоящим, мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства. А время, отделяющее нас от тех времен, лишь яснее позволяет видеть величие подвига нашего народа».

Как показывает анализ результатов нашей работы, проведение исторической реконструкции, посвященной героям и событиям войны 1812 года, направлено на духовно-нравственное воспитание личности школьников, как юных граждан России, на формирование у учащихся базовых национальных ценностей, основанных на многонациональном и многовековом опыте России. Формирование и определение воспитательного идеала школьников происходит на основе духовно-нравственных ценностей, определенных российским законодательством, основываясь на преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых лет. Через ознакомление и осознание подвига нашего народа в войне 1812 года у школьников происходит формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на общепринятые представления о добре и зле, формирование патриотического сознания и определение своего положения в обществе и государстве.

Участие в данном мероприятии помогает школьнику более четко определиться в осознании себя гражданином своей страны, воспитывает в нем потребность противостоять внешним и внутренним вызовам, заботиться о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддерживая межэтнический мир и согласие.

Литература

  1. Кортунов С.В. Национальная идентичность: постижение смысла. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 c.
  2. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 4 - Культурология.
  3. Костина А.В. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 6 (ноябрь - декабрь).

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 210-летию Бородинской битвы