Собаки на службе Родины

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Урок «Собаки на службе Родины» - посвящен собакам, которые служили и служат своему Отечеству.

Цели:

  • познакомить учеников с ролью и значением собак в жизни человека;
  • духовно-нравственное воспитание личности;
  • воспитание подрастающего поколения на героических традициях Отечества с использованием историко-культурного наследия и разнообразных форм и методов музейно-педагогической деятельности.

Задачи:

  • укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
  • способствовать формированию уважительного, почтительного отношения к ветеранам и пожилым людям
  • способствовать формированию бережного отношения к собакам;
  • способствовать формированию умения слушать и отвечать на поставленные вопросы.

Формы проведения урока:

  • компьютерная презентация;
  • использование личностного восприятия и знаний;
  • использование музейного предмета;
  • диалог: учитель → ученик.

Изучаемые элементы:

  • закрепление и углубление знаний, полученных ранее на уроках и классных часах;
  • музейный предмет - непосредственный источник знаний, способствующий активизации восприятия учащихся.

Место проведения:

  • школьный музей «Солдаты России».

Необходимое материально-техническое обеспечение:

  • компьютер, экран, проектор.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он пройдет в школьном музее «Солдаты России».

II. Актуализация знаний

- Кто такие солдаты? (Люди, которые защищают Родину)

- Кто помогает солдатам? (Животные)

- Какие животные: насекомые, рыбы, птицы, звери? (Звери)

- Кто такие звери? (Тело зверей покрыто шерстью, они кормят своих детёнышей молоком)

- Молодцы!

III. Сообщение темы урока

- Кто из зверей самый преданный человеку? (Собака)

Слайд 1. Сегодня мы с вами будем говорить о собаках, которые служат Родине.

IV. Изучение нового

Слайд 2. Собаки стали одним из первых прирученных человеком животных. Человек действительно создал себе друга, оставив и закрепив в собаках самые ценные свойства. И теперь собаки остаются самыми любимыми, самыми близкими партнерами и друзьями.

С древних времен собаки служат людям, оказывая помощь в различных областях. Слайды 3-5. Породы собак по этому признаку принято делить на служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.

- Какие породы собак вы знаете?

- Молодцы!

Слайд 6. Собаки всегда помогали людям на войне.

В годы Великой Отечественной войны в армии «служило» более 60 тысяч собак. Они выполняли на фронте важную работу. Среди них были ездовые, связные, розыскные, санитарные, сторожевые, диверсионные... Около 16 тысяч упряжек ездовых собак зимой на нартах, а летом на специальных тележках вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Шесть тысяч собак-миноискателей обнаружили свыше 4 миллионов мин, фугасов и других взрывчатых устройств, что позволило своевременно обезвредить их. В сложной боевой обстановке, по лесам и болотам, порой непроходимым для человека, связные собаки доставили в роты, батальоны и полки около 200 тысяч документов, проложили 8 тысяч километров телефонного провода.

- Посмотрите вокруг. Что вы видите в музее, относящееся к собакам? (Медицинскую сумку).

- Рассмотрите ее. Как вы думаете, что могло в ней лежать? (Бинты, уколы)

- Для чего они были нужны? (Для помощи раненым солдатам)

- А как собака могла ее оказать? (Она приносила сумку во время сражения, и солдат мог себя перевязать)

- Молодцы!

- Отгадайте загадку.

Мама носит на работу, а кенгуру - спереди. (Сумка)

- Молодцы!

- Ваша задача собрать медицинскую сумку. Что туда необходимо положить? (Два человека из предложенных предметов собирают медицинскую сумку).

- Почему вы положили бинт, жгут, вату, перекись водорода? (Дети объясняют для чего необходим каждый предмет).

- Молодцы!

- А сейчас мы попробуем помочь раненому товарищу. (Вызываю 4 человека). В ходе трудного боя двое бойцов были ранены. Собака-санитар принесла бойцам медицинскую сумку. Остальные бойцы должны оказать помощь раненым. Нужно забинтовать руку. Победит тот, кто сделает свою работу быстрее и аккуратнее.

- Молодцы! Вручаю медаль лучшему медбрату (медсестре).

- Ребята, а какую работу выполняют собаки в мирное время? (Спасают людей, служат на границе).

Слайд 7. Да ребят, вы правы. В мирное время служба собак приносит большую пользу.

Четвероногие друзья вносят свой вклад в обеспечение общественного порядка. Они служат в полиции, на границе, контролируют утечку газа, ищут полезные ископаемые. Собаки незаменимы в поисках наркотиков, сторожат, участвуют в исследовании космоса. Они отлично подходят на роль спасателей: разыскивают пострадавших в завалах, вытаскивают утопающих.

Слайды 8-11. В некоторых странах поставлены памятники собакам: во Франции в Париже - сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек; в Германии в Берлине - собаке-проводнику слепых; в США, в Нью-Йорке в Центральном парке стоит памятник - вожаку упряжки Балто, доставившему во время эпидемии в занесенный снегом поселок противо­дифтерийную сыворотку; в России в Санкт-Петербурге на территории Института экспериментальной медицины - собаке, служащей науке.

- Почему этим собакам были поставлены памятники? (За помощь людям).

- Молодцы!

Слайд 12. Ребята, рассмотрите собак на экране. Найдите лишнее. Почему? (Пудель декоративная собака, а все остальные служат Родине).

- Молодцы!

Слайд 13.

V. Итог урока

  • На уроке я узнал(а)…
  • Мне было интересно…
  • Мне понравилось…
  • Но было трудно…