Урок «Собаки на службе Родины» - посвящен собакам, которые служили и служат своему Отечеству.
Цели:
- познакомить учеников с ролью и значением собак в жизни человека;
- духовно-нравственное воспитание личности;
- воспитание подрастающего поколения на героических традициях Отечества с использованием историко-культурного наследия и разнообразных форм и методов музейно-педагогической деятельности.
Задачи:
- укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
- способствовать формированию уважительного, почтительного отношения к ветеранам и пожилым людям
- способствовать формированию бережного отношения к собакам;
- способствовать формированию умения слушать и отвечать на поставленные вопросы.
Формы проведения урока:
- компьютерная презентация;
- использование личностного восприятия и знаний;
- использование музейного предмета;
- диалог: учитель → ученик.
Изучаемые элементы:
- закрепление и углубление знаний, полученных ранее на уроках и классных часах;
- музейный предмет - непосредственный источник знаний, способствующий активизации восприятия учащихся.
Место проведения:
- школьный музей «Солдаты России».
Необходимое материально-техническое обеспечение:
- компьютер, экран, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он пройдет в школьном музее «Солдаты России».
II. Актуализация знаний
- Кто такие солдаты? (Люди, которые защищают Родину)
- Кто помогает солдатам? (Животные)
- Какие животные: насекомые, рыбы, птицы, звери? (Звери)
- Кто такие звери? (Тело зверей покрыто шерстью, они кормят своих детёнышей молоком)
- Молодцы!
III. Сообщение темы урока
- Кто из зверей самый преданный человеку? (Собака)
Слайд 1. Сегодня мы с вами будем говорить о собаках, которые служат Родине.
IV. Изучение нового
Слайд 2. Собаки стали одним из первых прирученных человеком животных. Человек действительно создал себе друга, оставив и закрепив в собаках самые ценные свойства. И теперь собаки остаются самыми любимыми, самыми близкими партнерами и друзьями.
С древних времен собаки служат людям, оказывая помощь в различных областях. Слайды 3-5. Породы собак по этому признаку принято делить на служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.
- Какие породы собак вы знаете?
- Молодцы!
Слайд 6. Собаки всегда помогали людям на войне.
В годы Великой Отечественной войны в армии «служило» более 60 тысяч собак. Они выполняли на фронте важную работу. Среди них были ездовые, связные, розыскные, санитарные, сторожевые, диверсионные... Около 16 тысяч упряжек ездовых собак зимой на нартах, а летом на специальных тележках вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Шесть тысяч собак-миноискателей обнаружили свыше 4 миллионов мин, фугасов и других взрывчатых устройств, что позволило своевременно обезвредить их. В сложной боевой обстановке, по лесам и болотам, порой непроходимым для человека, связные собаки доставили в роты, батальоны и полки около 200 тысяч документов, проложили 8 тысяч километров телефонного провода.
- Посмотрите вокруг. Что вы видите в музее, относящееся к собакам? (Медицинскую сумку).
- Рассмотрите ее. Как вы думаете, что могло в ней лежать? (Бинты, уколы)
- Для чего они были нужны? (Для помощи раненым солдатам)
- А как собака могла ее оказать? (Она приносила сумку во время сражения, и солдат мог себя перевязать)
- Молодцы!
- Отгадайте загадку.
Мама носит на работу, а кенгуру - спереди. (Сумка)
- Молодцы!
- Ваша задача собрать медицинскую сумку. Что туда необходимо положить? (Два человека из предложенных предметов собирают медицинскую сумку).
- Почему вы положили бинт, жгут, вату, перекись водорода? (Дети объясняют для чего необходим каждый предмет).
- Молодцы!
- А сейчас мы попробуем помочь раненому товарищу. (Вызываю 4 человека). В ходе трудного боя двое бойцов были ранены. Собака-санитар принесла бойцам медицинскую сумку. Остальные бойцы должны оказать помощь раненым. Нужно забинтовать руку. Победит тот, кто сделает свою работу быстрее и аккуратнее.
- Молодцы! Вручаю медаль лучшему медбрату (медсестре).
- Ребята, а какую работу выполняют собаки в мирное время? (Спасают людей, служат на границе).
Слайд 7. Да ребят, вы правы. В мирное время служба собак приносит большую пользу.
Четвероногие друзья вносят свой вклад в обеспечение общественного порядка. Они служат в полиции, на границе, контролируют утечку газа, ищут полезные ископаемые. Собаки незаменимы в поисках наркотиков, сторожат, участвуют в исследовании космоса. Они отлично подходят на роль спасателей: разыскивают пострадавших в завалах, вытаскивают утопающих.
Слайды 8-11. В некоторых странах поставлены памятники собакам: во Франции в Париже - сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек; в Германии в Берлине - собаке-проводнику слепых; в США, в Нью-Йорке в Центральном парке стоит памятник - вожаку упряжки Балто, доставившему во время эпидемии в занесенный снегом поселок противодифтерийную сыворотку; в России в Санкт-Петербурге на территории Института экспериментальной медицины - собаке, служащей науке.
- Почему этим собакам были поставлены памятники? (За помощь людям).
- Молодцы!
Слайд 12. Ребята, рассмотрите собак на экране. Найдите лишнее. Почему? (Пудель декоративная собака, а все остальные служат Родине).
- Молодцы!
Слайд 13.
V. Итог урока
- На уроке я узнал(а)…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
- Но было трудно…