Речь
В настоящее время здоровье детского населения представляет серьезную социальную проблему. Каждое новое поколение рождается слабее предыдущего. Причин для этого много.
Наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих обучающихся, не справляющихся с учебной программой. Растёт количество детей инвалидов.
Если проанализировать по степени значимости проблемы неуспевающих детей, то на первом месте окажутся речевые нарушения. Дети с нарушениями в развитии устной и письменной речи составляют достаточно многочисленную часть младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. По результатам обследования ежегодно в школу поступает до 50-60% детей с различной речевой патологией. Логопедическая работа с такими детьми является обязательным условием их успешного обучения, поскольку наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Выделяют несколько категорий детей с нарушениями развития. Каждая из них имеет психофизиологические особенности, которые необходимо учитывать педагогам в работе. Наиболее многочисленную группу у нас в школе составляют дети с ЗПР различного генеза. Все варианты ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью.
Тяжесть нарушений в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах может варьировать от тяжёлой инвалидности до ММД. Эти дети, как правило, имеют сочетанные дефекты (букет симптомов), что создаёт определённые трудности при обучении. А главное - коррекция и компенсация развития этих детей не могут происходить стихийно.
Развитие речи - одна из сложнейших и наиболее важных задач начального обучения. Овладение правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Коррекция речевого развития направлена, прежде всего, на устранение всех недостатков в произношении фонем.
Развивать речь детей - значит систематически на каждом уроке следить за четким и правильным произношением звуков, обязательно давая правильный образец звучания. Известно, что в 90% случаях письменная речь формируется на базе устной.
В логопедии существуют такие понятия как «дисграфия» и «дислексия». Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Выявить потенциального дисграфика легко, устранить - сложно. Учителям необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер. Учитель сегодня должен хорошо знать и классифицировать дисграфические ошибки.
Каким образом можно учителю помочь детям с дислексией и дисграфией? Психологический базис письма очень сложный.
Да, таким детям по силам овладеть чтением и письмом, если настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Правильная организация обучения детей с проблемами в развитии - актуальная задача для любого общеобразовательного учреждения, в частности для учителя. Сегодня возникла необходимость включения в урок специальных упражнений: для глаз, дыхательных упражнений, на развитие моторики, психических процессов и т. д. Только комплексная поддержка таких детей способна качественно изменить их жизнь. И тут лёгкая критика нам всем не помешает. Педагоги общеобразовательных школ часто оказываются в затруднительном положении в вопросах коррекционно-развивающего обучения.
Что должны учитывать педагоги при планировании урока, имея в классе учащихся с отклонениями в развитии? Предлагаемые мною рекомендации не будут для вас чем-то новым, но эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом и реализация их является обязательным условием обучения детей с проблемами в развитии.
Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Когда можно использовать дыхательную гимнастику? После напряженной 10-минутной работы (как и пальчиковую гимнастику).
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит». У многих детей несбалансированное дыхание. У ребёнка-дизартрика оно короткое, иссякающее. Научить детей правильно дышать очень важно.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Язык - это главная мышца нашего организма и тренировать его просто необходимо.
Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, их иннервацию (нервную проводимость):
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Речевая гимнастика проводится в течение 2-3 минут в общем контексте с темой занятия. Опыт работы показывает, что дети с различной речевой патологией (особенно дети с дизартрией, у которых «каша во рту») испытывают особые трудности при обучении чтению (замедленный темп). Артикуляционная гимнастика способствует улучшению технической стороны этого процесса.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия. Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые «режут глаз». Систематическая работа, направленная на развитие фиксированного внимания, играет большую роль в обучении всех детей.
На уроках целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук. Дело в том, что в головном мозге человека моторные и речевые зоны расположены очень близко. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Упражнений и игр на развитие моторики много в методической литературе. Учитель может выбрать то, что подходит для его детей и использовать их на каждом уроке.
Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ, часто провожу занятия с использованием песка. Формируется умение творчески мыслить, развивается фантазия.
А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Обязательной частью урока является релаксация. Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения, беспокойства.
И в заключение хочется сказать, что только в случае согласованной деятельности всех участников образовательного процесса возможно достижение цели. Целенаправленная коррекционная работа и применение специальных методик обучения приводит к тому, что у части детей:
- нормализуется речевая деятельность, память, внимание, мышление;
- повышается работоспособность;
- стимулируются двигательные функции;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- улучшается общее эмоциональное и соматическое состояние.
Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом.
Мы живём с вами в обществе, которому свойственно постоянно меняться. И сегодня в рамках новой парадигмы образования речь идёт о сближении двух образовательных систем - общей и специальной, так как число детей, нуждающихся в коррекционной помощи неуклонно растёт.