Успешное обучение в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мотивация к обучению


Роль успеваемости в развитии школьника огромна!

Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, просчетов в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Результат - потеря интереса к занятиям. Наличие положительной мотивации - один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития. Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка). Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так. В таком случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится учителю, что он неудачник. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребенка советы, как улучшить результат. В любом случае низкая мотивация проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Возможные методы и приемы обучения:

  1. Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.
  2. Сообщение цели в виде проблемного задания.
  3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса.
  4. Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
  5. Использование технологической карты.
  6. Ассоциативный ряд.
  7. Использование результатов предварительного социологического опроса.
  8. Постановка целей через показ конечных результатов.
  9. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала
  10. Составление карт мыследеятельности.
  11. Устный счет, математический диктант.
  12. Метод целесообразных задач
  13. «Нарисуй картину»
  14. Мозговая атака
  15. Постановка привлекательной цели
  16. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом.
  17. Дополнение реальной ситуации фантастикой.

Примеры мотивационного этапа:

  1. пожелания друг другу;
  2. положительный настрой;
  3. подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке;
  4. девиз, эпиграф к уроку («С малой удачи начинается большой успех» и др.);
  5. заголовки-вопросы;
  6. «Задание, для выполнения которого не достаёт знаний». Например, на уроке окружающего мира предложить детям записать только животных тундры в два столбика по принципу: «знаю», «не знаю»;
  7. «Отсроченная отгадка»
    Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие;
  8. «Прогнозирование».
    «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события»;
  9. «Актуальность»
    Информацию урока нужно связывать с практическими потребностями ученика. Например, на уроке математике по теме «Площадь прямоугольника» можно предложить узнать: сколько нужно прибрести в магазине линолеума для класса;
  10. побуждающий диалог;
  11. вопросы, суждения, ошибки персонажей;
  12. «Яркое пятно»
    Сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.;
  13. проблемная ситуация;
  14. «Ситуация неожиданность»;
  15. «Ситуация успеха».

Можно сделать вывод, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Достижение успеха благотворно влияет на желание учиться.

Рекомендации для родителей и педагогов, которые могут помочь ребёнку успешно учиться:

  • разговаривать с ребёнком;
  • интересоваться мнением ребёнка;
  • сформировать у ребёнка позитивную установку по отношению к образованию, а значит, и мотивацию учиться;
  • хвалить за усилия, а не за способности;
  • создавать комфортную среду для обучения.

Успешность в учёбе зависит от следующих факторов:

  • Мотивация. Не воспринимать учёбу как обязательство.
  • Важно верить в себя.
  • Активность на занятиях. Необходимо задавать вопросы, участвовать в дискуссиях, делиться своими мыслями и идеями.
  • Индивидуальные условия и применение различных методов обучения. Важно найти подходящий для себя метод и использовать его.
  • Регулярное закрепление материала. Необходимо повторять материал через определённые промежутки времени, чтобы закрепить знания в долговременной памяти.
  • Постановка целей в обучении.
  • Здоровый образ жизни. Регулярный сон, правильное питание и физические упражнения помогут улучшить концентрацию и работоспособность.

Структура урока открытия нового знания:

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Создание эмоционально - психологической атмосферы урока через организацию атмосферы сотрудничества между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Важно, чтобы цели были реально достижимы
  3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
  5. Реализация построенного проекта. Связь нового материала с имеющимися. Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности.
    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  7. Включение в середину урока физкультминуток, позитивных тренингов и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
  9. Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На этапе рефлексии необходимо:

  • выявление даже маленьких успехов учащихся;
  • привлечение к оцениванию самих учащихся,
  • полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, а что - сегодня;
  • исключение ситуации соревнования, лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений;
  • выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления;
  • оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.

Таким образом, стимулирование и поддержка мотивации у учеников является важной задачей для образовательных учреждений и педагогов.