Применение кейс-технологий на уроках математики

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: кейс-технология


Цель работы - познакомить с кейс-технологией и показать её применение на уроках математики в основной школе.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Предметом педагогической технологии является сам учебный процесс, а её объектом являются составляющие учебного процесса.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят главной задачей развитие личности ученика, компетентного в различных областях деятельности. Поэтому в современной школе активно внедряется системно-деятельностный подход к организации учебного процесса. Этот подход связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый образовательный стандарт. Как следствие этого изменяются и технологии обучения.

Перед учителями возникла проблема: как превратить традиционный урок в процесс развития личности ребенка? Ведь помимо личностного роста, обучение должно быть направлено на приобретение и накопление знаний, умений и навыков. Для решения этой актуальной проблемы учителя математики используют разнообразные современные образовательный технологии, позволяющие повысить интерес к предмету, развивать самостоятельность, инициативность и личность учеников. При выборе технологий надо учитывать предметное содержание урока, его цели, возраст и уровень знаний обучающихся. Если правильно выбрать и использовать эти технологии на разных этапах урока, можно избежать однообразия и монотонности учебного занятия, а ученики будут активнее включаться в образовательный процесс, испытывать меньшую эмоциональную и физическую нагрузку, что позволить реализовать здоровьесберегающие принципы.

В условиях реализации современных требований ФГОС помимо традиционной классно-урочной системы становятся актуальными следующие технологии:

  • информационно-коммуникационная;
  • здоровьесберегающая;
  • проектно-исследовательская;
  • групповая;
  • игровая;
  • модульная и интегрированного обучения;
  • дифференциального обучения;
  • проблемного и развивающего обучения;
  • кейс-технология, на которой мне хотелось бы остановиться подробнее.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»-чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Кейс-технология - это метод активного обучения, путем создания проблемной ситуации (актуальной на сегодняшний день) на основе фактов из реальной жизни. Его главная задача - развитие способности находить решение проблемы и учиться работать с информацией.

Кейс-технология - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. При этом стоит обратить внимание, что ученик не получает готовые знания, а учится их добывать самостоятельно, активно сотрудничая с членами своей группы. При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и обучаемого - они равноправны в процессе обсуждения проблемы.

Кейс - это реально произошедшее событие, представленное ученикам для того, чтобы спровоцировать обсуждение, дискуссию и анализ ситуации, и принятию решения. Данная технология способствует развитию самостоятельного мышления, обучающиеся учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, а также учатся выслушивать других, а затем коллективно принимать решения. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Если применять эту технологию многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает проблему в открытом виде. Обучающимся предстоит вычленить её из информации, содержащейся в описании кейса. Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, а наличие в тексте фотографий, диаграмм и таблиц делает его более наглядным.

При работе ученика с кейсом можно выделить несколько основных этапов:

  1. знакомство с учебной задачей, отражающей практическую ситуацию и её особенностями. Обучающиеся, как правило, предварительно изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
  2. выделение основной проблемы;
  3. предложение концепций или тем для «мозгового штурма». На занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений.
  4. анализ последствий принятия того или иного решения;
  5. решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Учитель выступает как организатор, и в то же время фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в подгруппах, помогает правильно оценить презентуемые решения.
  6. подведение итогов. Учитель совместно с учащимися подводят итоги, делают выводы и выбирают наиболее оптимальное решение (или несколько решений).

Примеры использования кейс-технологии на уроках математики

1. 6 класс, тема «Проценты»

Задача: Семья из четырех человек планируют купить новый автомобиль. Ежемесячный доход папы равен 20000 руб., доход мамы - 18000 руб. Они хотят приобрести автомобиль за 570000 рублей. Купить они могут его 3 способами: за наличные, взять кредит и обменять старый автомобиль с доплатой. Какой способ покупки автомобиля выберет семья, если один из детей является учащимся в школе, а второй посещает детский сад?

Детям можно предложить разделиться на 3 группы, каждая из которых выберет и посчитает один из способов покупки автомобиля.

  1. За наличные. Какую сумму они могут откладывать на машину ежемесячно? Через какое время они смогут собрать данную сумму?
  2. Если захотят взять кредит. Подсчитайте ежемесячную плату по кредиту, если банк предлагает следующие условия:
    • Автокредит. Сумма кредита 570000 рублей, срок кредита - 3 года, предоплата - 15 %, процентная ставка - 12 % годовых.
    • Потребительский кредит. Сумма кредита - 570000 рублей, срок кредита - 3 года, процентная ставка - 18 % годовых.
  3. Обмен с доплатой. Стоимость старого автомобиля - 260000 руб., стоимость нового автомобиля - 570000 руб. Сколько процентов от стоимости нового автомобиля составила стоимость старого? (округлите до десятых) Сколько процентов останется им доплатить? Какими способами они могут получить недостающую сумму?

2. 6 класс, тема «Все действия с десятичными дробями»

Задача: У кота Матроскина 2 коровы. Он планирует расширить своё производство. Для этого ему нужно: купить ещё коров, построить для них сарай, купить новое оборудование, дать рекламу в средствах массовой информации. Денег на развитие нет. Помогите коту Матроскину осуществить задуманное.

Можно дать детям вспомогательные задачи.

  1. Матроскин берёт кредит. В банке было взято 520,5 тыс. рублей. Проценты составляют 0,75 от всей суммы. Сколько денег нужно вернуть банку?
  2. Для строительства фермы потребуется на строительные работы 260,5 тыс. рублей, а на молярные работы 9,9 тыс. рублей. Одна корова стоит 10 тыс. рублей. Сколько коров можно купить на сэкономленные деньги, если совместными усилиями сделать всю работу, стоимость которых составляет 0,375 от стоимости строительных и малярных работ?
  3. В магазине один сепаратор стоит 12.36 тыс. рублей, а маслобойка - 5,8 тыс. рублей. Сколько потребуется денег на приобретение 3 сепараторов и 2 маслобоек?
  4. Чтобы получить 0,25 кг сгущенного молока потребуется 1 кг молока. Одна корова в среднем дает 16,8 кг молока в сутки. Сколько кг сгущенного молока можно приготовить за 1 день от удоя 12 коров?

3. 5 класс, тема «Десятичные дроби»

Задача: Для правильного развития растущему организму нужно правильное питание. Маша в столовой покупает первое, второе и напиток. Какой вариант обеда из трёх блюд она может составить, если у неё 140 рублей?

Блюдо

Цена, руб.

Борщ

18,04

Куриный суп с лапшой

23,20

Котлета мясная

52,55

Котлета куриная

46,60

Рыба, запеченная

62,19

Каша гречневая

12

Пюре картофельное

28,03

Макароны отварные

14,70

Компот из сухофруктов

21

Чай с молоком

18,39

Чай с лимоном, сахаром

16

Какао с молоком

23,04

Итак, хотелось бы подвести итог.

Вывод: кейс-технология - это технология на основе реальных ситуаций, направленная на формирование у учащихся новых качеств и умений. Эта технология предполагает совокупность проблемных, поисковых, исследовательских и творческих методов. Работа с кейсами формирует у обучающихся универсальные учебные действия, такие как самостоятельная работа с поиском и применением информации; поиск алгоритмов решения проблемной ситуации; самоконтроль и рефлексия. Кейс дает возможность приблизиться к жизни, встать на позицию человека, принимающего важные решения.

Список литературы

  1. Воистинова Г.Х. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в реализации ФГОС. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020.
  2. Евдокимова Т.А. Современные технологии в процессе обучения математике в 5-6 классах.
  3. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология. Вестник РМАТ. Народное образование, 2014.
  4. Попова С.Ю. (Смолик), Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. Изд-во «СКФ - офис», 2015.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.