Проблема формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики связана с необходимостью развивать у детей умение самостоятельно контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Это важно для успешной адаптации к новым условиям и успешного обучения в будущем.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточном внимании к формированию навыков самоконтроля в школах, что недопустимо в аспекте развивающего обучения. Противоречие между потребностью младших школьников в проектировании своего опыта и отсутствием научных методических разработок.
Цель исследования - выявить особенности формирования навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе и апробировать эффективность методов и приёмов, способствующих их развитию.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков самоконтроля;
- выявить особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников;
- подобрать диагностический материал для изучения уровня сформированности навыков самоконтроля;
- подобрать комплекс приёмов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников на уроках математики.
Особенности формирования навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе включают:
- Возбуждение у школьников потребности в выработке навыка самоконтроля.
- Обучение учащихся системе знаний о самоконтроле и методах его формирования.
- Реализация длительной тренировочной работы, направленной на выработку умений самоконтроля.
Для развития навыков самоконтроля на уроках математики можно использовать следующие методы и приёмы:
- Создание потребности в самоконтроле через подбор ситуаций, требующих самостоятельной проверки ответа.
- Предложение заданий, где неправильность выполнения видна только после проверки.
- Анализ самостоятельных и контрольных работ с обсуждением ошибок и их проверкой.
- Допущение ошибок учителем на доске для самостоятельного нахождения их учащимися.
- Применяя эти методы и приёмы, учитель помогает учащимся осознать важность навыка самоконтроля и развить критическое мышление.
Формирование навыков самоконтроля - важная задача в обучении и воспитании детей. В психолого-педагогической литературе самоконтроль определяется как форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, практической оценке процесса работы и исправлении недочётов.
Важность самоконтроля подчёркивается в работах многих психологов и педагогов, таких как В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, А.Я.Арет, Н.Д.Левитов, Т.Н.Гавакова, В.В.Чебышева, Л.Б.Ительсон, Г.А.Собиева и другие. Они рассматривают самоконтроль как условие повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний, развития познавательных способностей и формирования важных качеств личности.
Педагогические аспекты самоконтроля освещены в работах Ю.К.Бабанского, С.И.Архангельского, Б.П.Есипова, Л.В.Жарова и других. Они акцентируют внимание на обучении школьников навыкам самоконтроля и выработке потребности в постоянной проверке своей работы.
Особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников заключаются в следующем:
- Обращение внимания школьника на содержание собственных действий и их соответствие требуемому результату.
- Формирование навыков происходит в три этапа: ознакомление с нормами и критериями оценки, наблюдение и анализ учебной деятельности товарищей, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и самокоррекция.
- Использование специальных методических приёмов, таких как сопоставление своих действий и результата с образцом, алгоритмом или наводящими вопросами, проверка с помощью сигнальных карточек, создание «помощников» и другие.
Для изучения уровня сформированности навыков самоконтроля у учащихся можно использовать следующие диагностические материалы:
- Решение текстовых арифметических задач разными способами.
- Составление и решение обратной задачи.
- Выявление «ловушек» в готовых моделях к задаче.
- Прикидка возможного результата задачи.
Критерии оценки результатов диагностики могут включать количество баллов, полученных за выполнение каждого задания, и диапазон сформированности навыков самоконтроля (высокий, средний, низкий или неудовлетворительный).
Комплекс приёмов для развития самоконтроля младших школьников на уроках математики:
- Постановка цели перед прочтением задачи: чтение задачи и обдумывание возможности ответить на вопрос сразу, определение известного в задаче, обозначение чисел и т.д.
- Иллюстрирование задачи: рисование, схемы, краткие записи, чертежи, таблицы, использование предметов.
- Решение задачи: поэтапное решение с пояснениями, изменение условия задачи и постановка нового вопроса, сравнение решений разных задач.
- Исследование решения: работа с задачами без полного решения.
- Установление соответствия между содержанием задачи и схематическим рисунком (чертёж, таблица и т. д.) и наоборот.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Взаимоконтроль.
Апробация комплекса приёмов может проводиться в рамках уроков математики в начальной школе. Учитель должен систематически применять эти приёмы, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития самоконтроля у каждого ученика.
Развитие мотивации к самоконтролю у младших школьников на уроках математики является важной педагогической задачей. Формирование самоконтроля включает несколько этапов: понимание учеником последовательности действий, ознакомление с желаемым результатом, сравнение применяемых методов работы с образцом и анализ допущенных ошибок.
Для развития самоконтроля у младших школьников на уроках математики необходимо организовывать разнообразные задания, где ученики могут самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, а также полностью усвоить предыдущий материал перед выполнением следующего задания.
Учитель должен убеждать учеников в необходимости самоконтроля и показывать им примеры правильного поведения в ситуациях, когда полученный ответ не соответствует условию задачи. Развитие самоконтроля идёт эффективнее, если ученики сами оценивают свою работу и воспитывают привычку самоконтроля.