Уральские самоцветы. Ожившие сказы Бажова

Разделы: Технология, МХК и ИЗО, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: П.П.Бажов


Тема: «По заветам Данилы-мастера».

Группа/ возраст: второй год обучения/ 1-3 классы.

Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном искусстве России на примере уральского камнерезного промысла.

Задачи:

  • Изучение камнерезного промысла на примере изделий декоративно-прикладного искусства уральских мастеров.
  • Познакомить с изображением минералов живописными материалами на примере лаковой миниатюры Палеха и иллюстраций В.Назарука.
  • Обобщение знаний, применение умений и навыков при выполнении практической работы по имитации каменной поверхности живописными материалами.
  • Развитие воображения, творческих способностей, умение применять полученные знания в декоративном оформлении изделия.
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.
  • Мотивировать желание получать знания, решать нестандартные задачи.

Тип занятия: комбинированное.

Термины, понятия: Урал, самоцветы, камнерезный промысел, сказы Бажова, Эрмитаж, мастер, Палех, иллюстратор, имитация, традиции.

Планируемые результаты:

  • Предметные умения: умение использовать возможности живописного материала и нетрадиционных техник рисования для имитации каменной поверхности шкатулки (смешивание цветов, изменение тона, окрашивание поролоновой кистью, рисование полиэтиленом, гребенкой и картоном, золочение).
  • Личностные: формирование самооценки на основе критериев успешной деятельности.
  • Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, целенаправленные поиск ответа на поставленный вопрос.
  • Познавательные: экспериментировать, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
  • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, при необходимости оказывать помощь товарищам.

Организация пространства:

  • Метапредметные связи: география, геология, окружающий мир, литература, технология, декоративное рисование.

Формы организации: углубление темы.

Методы обучения: наглядные, проблемные, практические.

Ресурсы:

  • Оборудование и материалы: картонные коробки, акриловая краска, полиэтилен, поролон, гребенки, тесьма, контуры акриловые, ножницы, клей, трафарет.
  • Наглядный и раздаточный материал: карта России, уральские самоцветы, образцы шкатулок и сувениров из натурального камня, шкатулки Палеха с иллюстрациями сказов П.Бажова, книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями В.Назарука, авторская презентация «Камнерезное искусство уральских мастеров», «Уральские самоцветы. Ожившие сказы Бажова».

Презентация

Этапы занятия

1 этап. Организационный

Приветствие обучающихся. Установление положительного настроя на занятие. Обзор выставки самоцветов и изделий из натуральных камней. Предложение детям догадаться, какая тема занятия.

2 этап. Мотивационный

Озвучивание новой темы и цели занятия. Показать взаимосвязь с предыдущими занятиями.

3 этап. Основной

Показ слайдов с изображением шкатулок и ваз из камня из собраний Эрмитажа. Беседа о мировой значимости изделий уральских мастеров. Сказы П.Бажова - воспевание труда простого человека: «Встречают по одежке - оценивают по труду» (слайды 2-9). На карте проследить путь от Урала до Санкт-Петербурга. Обсуждение трудностей добычи камня, создания ваз, доставки и установки их в Эрмитаже (слайд 10).

Показ слайдов презентации с иллюстрациями мастеров Палеха и В.Назарука к сказам П.Бажова. Сравнение техники изображения и сюжетных образов декоративно-прикладного искусства и книжной иллюстрации (слайды 11-16).

Обсуждение - кто такой Мастер? Кого мы можем назвать Мастером?

Постановка проблемы: как сделать шкатулку в стиле камнерезного промысла используя готовую картонную коробку и живописные материалы. Какие приемы рисования можно применить для имитации каменной поверхности.

Практическая часть

Творческое задание: выбрать понравившийся камень, продумать алгоритм как его изобразить.

Изготовление шкатулки с помощью живописных материалов нетрадиционными техниками рисования, золочения, декорирования тесьмой, нанесения узоров с помощью трафаретов. Презентация готового изделия и размещение в экспозиции выставки.


Со стороны педагога: выявление качества и уровня овладения умениями и навыками, при необходимости советы и коррекция.

4 этап. Подведение итога занятия, рефлексия деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели занятия

Самоанализ учащихся своей деятельности на занятии: чему научились, что было нового? Что удавалось легко сделать? Испытывали ли трудности при выполнении работы, в чем именно. Как бы сделали работу в следующий раз, если нужно что-то исправить? Как помогали и какие советы давали друг другу. Есть ли желание продолжать заниматься данным видом деятельности и расширить свои знания о народных промыслах.

Заключение

Ребята, мы с вами выяснили, что уральские камнерезы работали в далеком XIX веке. Это наше прошлое. Их работы вдохновили художников, и они создали свои шедевры. Они наши современники. Вы сегодня, вдохновившись произведениями искусства, созданными этими мастерами, сделали свои шкатулки. Придет время, и вы тоже станете мастерами, каждый в своей области. Вот так и соединяется прошлое, настоящее и будущее. Это и есть преемственность поколений, сохранение традиций.