Проект: "Практические приёмы и рекомендации в постройке велосипедных трасс для начинающих"

Разделы: Внеклассная работа


Работа:
Гоготова Г.,
ученик 11 класса

Руководитель проекта
Ливенцов А.В.

Презентация

Контруклоны

Эта фигура необходима для того, чтобы не терять скорость в поворотах на большой скорости. Как таковых правил постройки не существует, но я от себя могу выделить два положения:

А)Радиус контруклона должен быть примерно одинаковым на всём его протяжении.

Б) Чем больше скорость, тем больше нужно делать угол фигуры и её радиус. На большой скорости из плоского контруклона будет вытаскивать, а врезком(с малым радиусом) может быть слишком большая перегрузка.

Прочие рекомендации по постройке:

А) Рекомендую сначала выкладывать контруклон брёвнам длинной 1-1.3 метра, закрепляя их с обратной стороны заострёнными кольями( Можно сделать из веток мёртвых деревьев) Далее землю желательно накидывать с внутренней части контруклона, равномерно снимая её. Таким способом можно сэкономить часы работы и тонны земли, ибо контруклон растёт не только вверх, но и вниз. Рекомендую по возможности полностью засыпать брёвна землёй. Небольшая хитрость - для того чтобы понять необходимый угол контруклона, можно пару раз проехать по слегка утрамбованной земле на полной скорости (лучше это делать наиболее опытному человеку в команде). Таким образом, угол образовавшийся колеи и будет необходимым для фигуры углом. Так же при постройке контруклонов нужно учитывать расположение деревьев, а точнее их корней. Рубить большие корни НЕЛЬЗЯ, а без этого построить контруклон достаточно сложно. Так что рекомендую смещать их на максимально возможное расстояние от крупных деревьев.

Шоры

Тут полная вариативность, всё делается в зависимости от фантазии строителей. Допустимо всё: волрайды, качели, поворотные качели, трамплины, узкие проезды по досочкам (У нас самый узкий шор был порядка 5см на высоте около 1,5м)

Основы построения:

А) Для шоров не стоит использовать берёзу и родственные ей породы деревьев- они быстро гниют.

Б) Не рекомендую делать высоту шора больше чем рост самого высокого человека в команде(1.6-2.2м)

В) В тех местах, куда можно упасть с шора, должны отсутствовать пни, остатки досок, велосипеды и прочие острые вещи. Так же надо помнить, что в мокрую погоду доски (в особенности те, что провели зиму под открытым небом) покрываются слоем слизи. Есть возможность покрытия шора нескользящей сеткой, но её сложно достать и она требует обслуживания.

Г) Расстояние между досками напрямую зависит от скорости. Да, желательно оставлять не более 8 см между досками, но на дропе в Куркино было расстояние и по 25-30. Но, на том шоре была очень большая скорость(более 50км/ч или 14 м/с)

Д)Сваи использовать из хвойных пород деревьев, вкапывать более чем на 35см. Глубина свай напрямую зависит от высоты. Так же обращу внимание на то, что в местах, где идёт поворот шора с котруклоном, желательно увеличивать глубину свай. Кто-то надевает на сваи пакеты с маслом, но мы не рекомендуем так делать по экологическим соображениям.

Е)Лучше использовать гвозди, нежели саморезы, ибо калёные саморезы обламывает от вибрации и расширения/сужения древесины после намокания/высыхания.

То, что делать нельзя

А) Использовать в качестве участка трасы или места для трамплина существующую тропу

Б) Рубить деревья (Орешник не считается деревом). Любую, даже самую маленькую ёлочку необходимо пересаживать. Для основы трамплинов Пилить и использовать в качестве материалов можно самостоятельно упавшие, естественным образом отделённые от корней деревья. Ни в коем случае нельзя: пилить живые деревья, пилить сухостой(мёртвые, но ещё стоящие вертикально деревья) В московской области таких достаточно, ибо смешанные леса очень сильно пострадали от короеда, так что валежника достаточно.

В) Строить особо охраняемых, заповедных территориях.

Постройка трамплинов, методы и нюансы

1) Вылет

Размер пролёта можно посчитать по файлу exel, угол вылета 15-40 градусов (Можно и больше, но это уже для опытных)

Каркас трамплинов можно выложить из брёвен. Рекомендуемая ширина брёвен на вылет - 0.7м на маленькие и 1.2 метра на большие. С такой шириной с него не будет сползать земля. Слой земли следует подбирать по ситуации. Но, он должен быть не тоньше 5-10 сантиметров.

Можно использовать вылет из дерева и досок, но, зачастую, проще и быстрее сделать земляной. Так же, деревянный вылет имеет минус- дерево, после первой зимы под дождём, начинает покрываться некой скользкой плёнкой во влажную погоду. Эта плёнка является куда более скользкой, чем земля. При загрузке велосипеда, производимой на вылете, можно поскользнуться.

Вылет дёртов

Вылет дёртов лучше всего делать из дерева с металлическим каркасом, так его можно передвинуть вперёд-назад и нет необходимости часто ухаживать за ним. У нас деревянных вылетов нет, всё из земли.

Минусы земляных: нежелательно кататься в мокрую погоду, очень сложны в постройке, ибо на вылет уходит примерно 4тонны земли, требуют постоянного обслуживания. Если почва малоглинястая, желательно класть на вылет и приземление ковёр. Рабочий вариант, помогающий трамплину дольше оставаться целым в неблагоприятную погоду.

Минусы деревянных: могут украсть/сжечь. В нашей стране это, увы, не редкость

2) Приземление

Каркас приземления также выкладывается из брёвен, только ширина должна быть сильно большей. По личным наблюдениям, для пролётов 0.5-1.5 м достаточно 1.2м, для 1.5-3м 1.6м, для 3-5 2м, для 5-9 2-3м. Для трансферных трамплинов ( где вылет и приземление не лежат на одной прямой) необходимо строить более широкое приземление.

Приземление из дерева делать крайне рекомендую, по описанной в тексте про вылет причине. Также, сломавшаяся под передним колесом доска может привести к трагедии. При падении на деревянное приземление, есть вероятность попадания конечностей в щели между досками, что может привести к серьёзнейшим травмам. Так же, на деревянном приземлением легко произвести диверсию, подпилив балки.

Имеет место быть деревянно-земляное приземление. Деревянный каркас, сверху которого тонкие брёвна (в условиях поражённого короедом леса такие достать очень легко). В щели между брёвнами заталкиваются ветки и мох, а сверху насыпается слой земли в 4-10 см. Такой тип приземления успешно применяется в тех условиях, в которых сложно/невозможно построить монолитное приземление.

Также, отдельной частью приземления является подстолок. Это продолжение приземления в сторону вылета. Необходим для того, чтобы избежать падения и вероятности располовинить велосипед/колесо, в том случае, когда ты по каким-то причинам не долетаешь до приземления.

Имеют смысл два варианта постройки:

А) Подстолок из брёвен и слоя земли

Б) Подстолок в виде шора(деревянного каркаса с досками сверху

Мы используем оба варианта. На маленьких трамплинах проще сделать монолитный, а вот на больших куда удобнее делать из досок.

Об варианта имеют место быть, но монолитный прослужит значительно дольше. Подтолок из деревянного каркаса и досок требует больше обслуживания, проверки перед поездкой.

Разгонка

Высота разгонки рассчитывается по формуле V= √(2 * g * h). Скорость, нужную на трамплин, проще считать по файлу EXEL, прикреплённому ниже.

Угол разгонки: Вещь индивидуальная, у нас на локальных трамплинах угол 6о градусов, ибо:

А) У нас не было балок нужной длинны

Б) Нам не хотелось что бы с неё катались дети зимой. (Это сработало)

Если спот официально зарегистрирован, советую делать угол в районе 45градусов

Материалы: Не используйте берёзу, это дерево сгнивает в земле примерно за 2 года. Лучшее, что можно найти у нас в лесах (см закон недревесных ресурсах)-сосна, ёлка. Дуб тоже есть, но мы его почти не используем, ибо бензопилы не очень хорошо его берут, цепи хватает примерно на 4 метра пропила. Лучше использовать гвозди, нежели саморезы, ибо калёные саморезыобламвает от вибрации и расширения/сужения древесины после намокания/высыхания.

Безопасность и медицина

А)При построении трамплинов надо учитывать расположение деревьев. Главный принцип- крайне не желательно находжение деревьев по бокам от приземления через некоторое расстояние после него (Вставить видео). В полёте может произойти что угодно, по этому желательно иметь расстояние по бокам от приземления, куда можно в случае чего свернуть.

Б) Необходимо убирать острые пеньки, валежник в опасных местах трассы. Падение на острые деревяшки заканчивается очень плохо.

Г) Желательно делать отдельные тропы, по которым происходит подьём. Если байкпарк крупный, т.е одновременно катаются больше 15 человек, это жизненно необходимо. Ибо из-за условий леса не всегда можно видеть что происходит за поворотом.

Д) Момент не по постройке, но который я обязан упомянуть. Перед первым спуском необходимо либо спросить людей, которым ты доверяешь свою жизнь, о состоянии трассы. Ибо подгнившие деревянные конструкции, упавшие деревья, или даже лески, повешенные на уровне шеи недоброжелателями, исключать нельзя. Первый спуск провидится либо пешком, либо на минимальной скорости.

Е)Медикаменты. В месте катания, если оно отдалено от магазинов и дорог, небходимо иметь минимальный запас медикаментов. У нас он состоит из: пластыри, перекись водорода, хлоргексидин, различные виды бинтов, кровоостоновливающий жгут, антигистаминное средство (противоаллергенныйпреперат): Лоратадин, Аллертек, Парлазин, Зинцет, Цетрин. Средство против аллергии жизненно необходимо. Ибо в условиях леса бывают нападения роев ос, муравьёв, шершней. После множественных укусов насекомых человек может погибнуть, не дождавшись скорой. Чего в аптечке не должно быть: обезболивающие, спирт. Упавшему человеку нельзя давать обезболивающие, ибо это может привести к сокрытию травм и в последствии к их осложнению, или даже смерти (Частый пример-разрыв селезёнки после дтп, если пострадавший принял обезболивающее). Лекарства хранить в герметичной пластиковой коробке, обмотанной чёрным пакетом. Такой тайник легко прячется под упавшие деревья. О нём должны знать все, кто часто катается по трассам.

Корни и камни

Корневые и каменные секции являются неотемлимой часть гравити катания. Да и часто бывает ситуация, что корни у старых деревьев со временем оголяются. Так что же делать с ними? Есть два варианта:

1) Засыпать их землёй. Это делается в тех местах, где нужно сохранить скорость.

2) Не трогать. Корням деревьев всё равно на то, что по ним ездят. Это никак не вредит им. Напротив, оголённые корни можно использовать в качестве элемента усложнения трассы, искусственного замедлителя(некого аналога лежачим полицейским) в местах, где необходимо снизить скорость(например перед крутыми участками/фигурами, на которые нужна куда меньшая скорость, чем имеется на данном участке. Также корневые секции можно использовать просто как элемент усложнения.