Истоки формирования современных брачно-семейных отношений и роли женщины в них

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование


Цель: проследить трансформацию брачно-семейных ценностей и роли женщины в них в историческом разрезе.

Сегодня мы являемся очевидцами изменений, которые переживают брачно-семейные отношения, в европейском и американском обществе, где семья постепенно превращается в атавизм и рудимент прошлого, на этом фоне происходит стремительное снижение роли женщины в семье. В связи с этим обращают на себя внимание попытки отдельных стран сохранить институт семьи, как залог стабильности существования общества и государства. К таким странам без сомнения можно отнести Российскую Федерацию, где политика, проводимая руководством страны направлена не просто на сохранение семьи, но и на увеличении ее роли в жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Не обходят своим вниманием и женщину как важнейшую составляющую брачно-семейных отношений. Красноречивым примером служит практика президента объявлять тематические годы в том числе год семьи. Так в первые он был объявлен в 2008, затем в 2024, что подчеркивает важность данного вопроса.

Но что собой представляет современная российская семья, чьи интересы находятся под пристальным вниманием государства, каковы истоки ее формирования и становления, какова роль женщины в семье, всегда ли власть стояла на защите интересов брачно-семейных отношений? Чтобы приблизится к ответам на поставленные вопросы, необходим ретроспективный взгляд в прошлое нашей страны.

Так в конце XIX - начале XX вв. в России начинается сложнейший и болезненный процесс трансформации института семьи и брака, связанного с глобальными событиями Первой мировой войны, Гражданской войны и революцией. Проводимая большевиками политика национализации, ликвидации кулачества как класса, попытки реализации новой экономической политики, выработка курса на индустриализацию коллективизацию и как следствие, урбанизация. Эти процессы не могли не оказать принципиальное влияние на разрушение основ традиционной семьи и положения женщины в ней. Изменение законодательной базы брачно-семейных отношений только ускорило данный процесс.

Так, в октябре 1918 года был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачности, семейном и опекунском праве РСФСР. По принятому Кодексу юридическую силу в РСФСР имел исключительно гражданский брак, а не церковный, как это было до революции. Это был еще один чувствительный удар по РПЦ, которая долгие столетия монополизировало право на заключение брака. Исходя из данного нормативно-правового акта женщины получали юридическую свободу, получали право распоряжаться собственностью, и что особенно важно самостоятельно принимать решения о вступлении в брак или его расторжение. Кодекс закрепил равноправное положение супругов, брачные и внебрачные дети уравнивались в правах, вступление в брак имело добровольный характер и т.д.».[1]

Исходя из этого можно сделать следующий вывод. Законодательно устранялись практически все существовавшие ранее в семейном законодательстве социальные, сословные, национальные и религиозные запреты, что приводило к изменениям традиционных представлений о браке и семье.

Особую роль в брачно-семейных вопросах и отношениях рассматриваемого периода сыграли взгляды А.М.Коллонтай. В своих работах Александра Михайловна пыталась обосновать освобождение женщин и предложить решение женского вопроса. Видное место в ее публикациях занимает решение брачно-семейной проблемы. Она считала, что «брак - это союз, прежде всего, равноправных и свободных мужчин и женщин. Отношения в таком союзе основаны на взаимных чувствах, на духовной и физической близости, уважении прав друг друга и поддержки, а так же общности интересов»[2]. Именно такие отношения ею признавались нравственными, отвечающие запросам государства и общества. Коллонтай неоднократно подвергала критике как в своих выступлениях, так и статьях «устаревший моральный багаж женщин».

В 1920-е годы российское общество демонстрирует переход от обсуждения различных точек зрения на брачно-семейные отношения к формированию общих взглядов на них, как на свободные, независимые от социального положения людей, вступавших в брак. Равноправие в их национальной и религиозной принадлежности. Широкое распространение получили взгляды о доминанте общественных интересов над личными.

В новых экономических, социальных, политических, культурных условиях, многие юноши и девушки стремились получить образование, овладеть профессией, состояться в общественной жизни. Все это способствовало росту взаимодействия молодежи друг с другом, что также влияло на вступление в брак, основываясь на взаимных чувствах, а не на расчете. В социалистическом обществе любовь, безусловно, есть, и она самая настоящая, хотя возможно не идеальна, так как женщина по Коллонтай это та, которая «стучится в храм науки, спит за лабораторным столом, роется в архивах, готовит речь для политического выступления»[1].

Происходит формирование новых правил для членов семьи. Это было обусловлено не только постепенным изменением взглядов населения на традиционные семейные ценности, на роль женщины в семье и обществе, но и тем влиянием которое оказывало государство. Распространение коллективистских ценностей, признание юридического равноправия женщин, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь, увеличивали внесемейные установки и интересы.

Под влиянием данных установок женщина начинает ценит свою и чужую свободу, уважать личные границы и предоставляет себе и другим людям право выбора в любой ситуации. Она не стремится любой ценой привязать к себе мужчину и не позволяет привязать себя, отдавая отчет, что люди и чувства на протяжении жизни могут измениться. Имея возможность самостоятельно обеспечить себя или же внести равный с мужем доход в семейный бюджет, женщина демонстрирует определенную требовательность к мужчине. Но события Великой Отечественной войны, безусловно, внесут серьезные коррективы в брачно-семейные отношения и роли женщины в них, когда женщина не пожеланию, а по необходимости отойдет от прежних позиций.

В 1990-2020 годах наблюдается ренессанс традиционных брачно-семейных отношений, не без мер поддержки со стороны государства ориентированного на стабильность одного из важнейших социальных институтов. Например, поощрение рождения двух и более детей, оказание различных видов поддержки молодым семьям и т.д. Видим и возвращение утраченных позиций РПЦ в том числе и вопросах семьи и брака.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы; во-первых тема настолько многогранна, что требует дальнейших глубоких исследований; во-вторых современная российская семья - это сложный процесс коллабораций где на выходе мы видим черты как раннесоветского так и ремейк традиционных основ брачно-семейных отношений, примером можно считать заключение брака, обязательная регистрация в органах ЗАГС, так и обряд венчания по желанию вступивших в брак; в-третьих роль женщины осталась осевой, не только в рамках семьи, но и в разрезе общества; в - четвертых государство достаточно пристально следит за развитием брачно-семейных отношений, при необходимости внося в них коррективы, меры поддержки, отвечая на вызовы современности.

Список литературы

  1. Советское узаконение (СУ). 1917. Ст. 152, 160; 1918
  2. Коллонтай А.М. Новая мораль и рабочий класс. М.: ВЦИК Советов Р., К и К. Депутатов. 1919.