Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования любви к малой родине

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование


Представленная педагогическая практика базируется на содержательном единстве урочной и внеурочной форм работы при организации проектной деятельности учащихся, являющейся одним из наиболее эффективных направлений, позволяющих формировать социальную успешность личности.

Такая модель организации проектной деятельности предполагает, что учитель проектирует процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся, получив первоначальные сведения на уроке, продолжили рассмотрение данного вопроса во внеурочное время в рамках домашней работы, организованного учителем семинара, классного часа, экскурсии и др., а также в рамках системы дополнительного образования через участие в научном обществе или творческом объединении.

Убедилась в этом на примере своих классов, в которых для успешной организации работы над групповыми и индивидуальными проектами, помимо уроков и классных часов, использую возможности дополнительного образования: мои учащиеся являются членами научного общества учащихся «Летописец» и объединения дополнительного образования «Проектный дебют».

Начинали мы обучение проектной деятельности с 5 класса на уроках истории и обществознания. В этом возрасте учащиеся еще не владеют опытом работы над проектом, поэтому сначала их необходимо заинтересовать предметом, подходя к уроку творчески, подбирая углубленный материал, выходящий за рамки школьного учебника, обращая внимание на детали. Если ученика заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.

Обучение пятиклассников элементам проектной деятельности, таким как: целеполагание, проблематизация, презентация результатов, самоанализ и рефлексия, начинаю буквально с первых уроков. Во втором полугодии мои ученики на уроках истории и обществознания уже успешно защищают групповые мини-проекты.

Активно применяю в своей педагогической деятельности такие методики и технологии как смысловая компрессия, «фишбоун», метод проблемных вопросов, учебные экскурсии, игровой метод, метод эмоционального стимулирования, дискуссии, тренировочные упражнения «час вопросов и ответов», «часы рефлексии», квест-технология, успешно позволяющие формировать специальные проектные компетентности.

Более подробно остановлюсь на проектах, реализованных в рамках внеурочной деятельности.

Мои ученики, став активными членами волонтерского отряда по реализации акции «Восстановление духовно-исторической памяти», работали над проектом «Утраченные святыни нашего города», результатом чего стало создание исследовательской работы «История Уткинской Богородичной и Варваринской церквей города Тамбова».

Началась работа над проектом с составления вопросов для проведения социологического опроса жителей города. Было проведено интернет-обсуждение.

Для восстановления памяти об уничтоженных храмах Тамбова был создан исторический паспорт утраченных святынь.

Активно велся поиск старожил и потомков прихожан Богородичной и Варваринской церквей и их последующее интервьюирование.

С помощью местных жителей удалось отыскать мемориальный поклонный крест, установленный на месте утраченного кладбища Варваринского прихода. Была проведена работа по благоустройству территории, прилегающей к мемориальному поклонному кресту, установленному на месте кладбища Варваринского прихода.

Следующим этапом проектной деятельности, направленной на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, стал информационный проект «Холокост: события, память, уроки», над которым гимназисты работали в течение учебного года.

В рамках проекта были проведены исследования по темам: «Холокост и дети», «Холокост в литературе», «Холокост в изобразительном искусстве», «Холокост в кинематографе», «Освещение темы Холокоста в Интернете».

В ходе работы над проектом было установлено тесное сотрудничество с Г.В.Мечковской, координатором общинных дел еврейской общины г. Тамбова и Щербининым П.П., профессором ТГУ имени Г.Р.Державина, региональным представителем Центра Холокост.

Итогом работы над проектом стал круглый стол «Память о Холокосте - путь к толерантности», на котором гимназисты представили презентацию результатов своей исследовательской деятельности.

В своей педагогической практике применяю не только групповые, но и индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы над проектом учителю представляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности ученика в целом.

Данный вид проектной деятельности успешно реализуется мною посредством прохождения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

Следуя по индивидуальным образовательным маршрутам, мои ученики работали над исследовательским проектом по теме «Медико-санитарное обеспечение войск на территории города Тамбова».

В ходе работы над проектом была проведена фотофиксация мемориальных досок, установленных на зданиях бывших госпиталей. Информация, находящаяся на них, была сопоставлена с архивными документами о дислокации госпиталей на территории Тамбова.

В результате проделанного исследования было выявлено, что госпитали с указанными на табличках номерами в действительности размещались в других зданиях. По нашему мнению это можно объяснить следующими причинами:

  • во время войны школы имели другую нумерацию, а доски устанавливались в конце 1970-х гг., когда номера школ изменились;
  • архивные документы содержат противоречивую информацию о месте расположения отдельных госпиталей.

Результатом проекта стало создание справочника «Дислокация госпиталей г. Тамбова в годы Великой Отечественной войны».

Еще одним историко-краеведческим проектом стал социальный проект «Память о героях войны, сохраненная в названиях улиц города Тамбова», работа над которым также велась по индивидуальному образовательному маршруту. Данный проект - попытка внести личный вклад в историческую память о Великой Отечественной войне, запечатленную на карте нашего города.

Ученик 7 класса, который также является членом велоклуба «Спартак», решил провести собственную акцию - велопробег «Улицы Героев», посвященную Дню Победы. Составив маршрут, в течение 3 дней он объехал все улицы города.