Виды муз.
|
Репертуар |
Программное
|
Ход занятия |
Развитие
|
Вятская
|
1.Учить слышать и точно интонировать движение мелодии на одном звуке.
|
Дети свободно входят в зал (мальчики пропускают девочек вперёд). Я пою: «Здравствуйте, ребята!». Дети отвечают: «Здравствуйте» по звуками тонического трезвучия в тональности Ре мажор (ля-фа#-ре). Педагог: «Проходите, садитесь поудобней. Наше занятие сегодня посвящено Вятскому фольклору. Посмотрите, как здесь красиво: занавески, половики, прялка, женская и мужская одежда, вышитые полотенца, кружева, самовар, шкатулки… Это - изделия вятских умельцев. «Вятские - люди хватские», «Река Вятка - хлебу матка», «В Вятке свои порядки». К нам пришли гости: мама Илюши - Татьяна Ивановна (солистка РДК), папа Кати - Вячеслав Владимирович (преподаватель по классу баяна и гармони в музыкальной школе) и прабабушка Арины - Христина Николаевна (популярная в нашем районе частушечница и балалаечница). Красному гостю - красное место». Гости присаживаются. Предлагаю детям послушать, а затем узнать и назвать вятскую песенку - считалочку по картинке (на 1-й картинке изображено движение мелодии вверх: на 2-й - движение мелодии вниз; на 3-й - движение мелодии на одном звуке). Выразительно исполняю на гармони мелодию песенки. Ложкари узнают, показывают соответствующую картинку, называют песенку. Затем предлагаю детям настроиться - задержаться на первом звуке (фа#), в случае необходимости - закрыть одно или оба уха. После этого спрашиваю детей: «Как нужно петь мелодию на одном звуке? Как правильно проговаривать гласные и согласные звуки?» (Ответы). Быстро повторяем текст песенки - считалочки на высокой позиции. Затем коллективное пение без сопровождения в разных тональностях. Напоминаю детям, что любую песню можно петь от разных нот. Далее предлагаю сыграть ритмический рисунок на ложках в разных темпах и разными приёмами. В заключении дети исполняют эту песенку по цепочке, по фразам. Я подхожу к каждому ребёнку - помогаю в случае необходимости. |
Слушание музыки |
«На горе, горе петухи поют» (игровая песня Уржум-ского района) |
Познакомить с песней весёлого, шутливого характера. Беседа о содержании, средствах муз. выразительности. Расширять словарный запас детей. |
Педагог: «Фольклор - лекарство человечества, - сказал Анри Курсаже». Своеобразие нашего Вятского края отражено в произведениях народного творчества: сказках, легендах, частушках, присловьях, дразнилках, песнях. Предлагаю детям послушать новую хороводную вятскую песню, исполненную дуэтом (я и Татьяна Ивановна) и определить характер, темп, песенный жанр, динамику, штрихи; отметить ударами ложек сильные доли такта. Педагог: «Вы определи, что это хороводная, весёлая, шуточная песня. Какие музыкальные инструменты помогут красивее прозвучать этой песне?». (Ответы). При повторении ребята подпевают припевы и подыгрывают на музыкальном ухвате, чугунке, вальке, катке, ложках. В заключении спрашиваю: «Кто запомнил название, авторов песни? Что такое дуэт?». Оценка. |
Пение |
«В хороводе были мы» (хороводная песня Белохолуницкого района) |
Работать над вятской кантиленой - сочетанием интонирования с особенностью вятского говора. |
Предлагаю детям отгадать музыкальную загадку: по ритму узнать знакомую песню. (Ответы). Затем поочерёдное (мальчики - девочки) чтение куплетов шёпотом, пение и игра на различных деревянных русских народных инструментах. Обращаю внимание на своеобразие и самобытность вятского пения. После этого предлагаю отгадать ещё одну загадку: «Какое слово я спела неправильно?». Игра проводится 2-3 раза. В заключении инсценируем песню под аккомпанемент Вячеслава Владимировича и пение Татьяны Ивановны. Особое внимание обращаю на музыкальное вступление. «Молодчика» выбираем по вятской считалочке. |
Игра на русских народных инструментах. |
Вятская кадриль «Ланце». |
Закрепление основных способов звукоизвлечения на двух и трёх ложках.
|
Вначале ложкари отгадывают по фрагменту знакомую пьесу в исполнении Вячеслава Владимировича. (Ответы). Затем вспоминаем приёмы игры на ложках по моему показу в медленном темпе. Далее - игра с солистами, которых выбирает «волшебный» музыкальный топорик и коллективное исполнение. Оценка. |
Элементы музыкальной грамоты |
Вятские переплясы
|
Взаимосвязь средств музыкальной выразительности (мелодия, фраза, мотив, темп, ритм, регистр, динамика…). |
Игра «Умные ложки»: ведущий, стоя спиной к играющим исполняет ритмический рисунок на ложках любым приёмом. Остальные слушают и поочерёдно угадывают.
|
Движения под вятскую народную музыку. |
Танцевальная частушка с
|
Овладение вятскими хореографическими элементами. |
Педагог: «В старые времена бабушки, дедушки и дети приходили на вечёрки посмотреть на девушек и парней. После говорили: «Какой красивый да статный парень-то у Ивана . Никудышная девка-то у Николая - прясть не умеет, плясать не умеет… Послушайте в исполнении Христины Ивановны вятские озорные частушки под балалайку»:
1. Начинаю петь частушки,
2. Балалаечка играет,
3. Эх, топни нога,
4. Всё я лето не работал,
Далее звучат частушки в исполнении Татьяны Ивановны и Вячеслава Владимировича, а дети свободно пляшут «Вятскую топотуху».
|
Занятие "Вятский фольклор" в объединении "Ложкари"
- Ашихмина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования
Разделы: Дополнительное образование, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»