Занятие "Вятский фольклор" в объединении "Ложкари"

Разделы: Дополнительное образование, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»


Виды муз.
деят-ти

Репертуар

Программное
содержание

Ход занятия

Развитие
муз.слуха
и голоса.

Вятская
считалочка
«Тары-бары»

1.Учить слышать и точно интонировать движение мелодии на одном звуке.
2. Совершенствовать умения детей ритмично играть на ложках.
3. Учить вятской манере пения.

Дети свободно входят в зал (мальчики пропускают девочек вперёд). Я пою: «Здравствуйте, ребята!». Дети отвечают: «Здравствуйте» по звуками тонического трезвучия в тональности Ре мажор (ля-фа#-ре). Педагог: «Проходите, садитесь поудобней. Наше занятие сегодня посвящено Вятскому фольклору. Посмотрите, как здесь красиво: занавески, половики, прялка, женская и мужская одежда, вышитые полотенца, кружева, самовар, шкатулки… Это - изделия вятских умельцев. «Вятские - люди хватские», «Река Вятка - хлебу матка», «В Вятке свои порядки». К нам пришли гости: мама Илюши - Татьяна Ивановна (солистка РДК), папа Кати - Вячеслав Владимирович (преподаватель по классу баяна и гармони в музыкальной школе) и прабабушка Арины - Христина Николаевна (популярная в нашем районе частушечница и балалаечница). Красному гостю - красное место». Гости присаживаются. Предлагаю детям послушать, а затем узнать и назвать вятскую песенку - считалочку по картинке (на 1-й картинке изображено движение мелодии вверх: на 2-й - движение мелодии вниз; на 3-й - движение мелодии на одном звуке). Выразительно исполняю на гармони мелодию песенки. Ложкари узнают, показывают соответствующую картинку, называют песенку. Затем предлагаю детям настроиться - задержаться на первом звуке (фа#), в случае необходимости - закрыть одно или оба уха. После этого спрашиваю детей: «Как нужно петь мелодию на одном звуке? Как правильно проговаривать гласные и согласные звуки?» (Ответы). Быстро повторяем текст песенки - считалочки на высокой позиции. Затем коллективное пение без сопровождения в разных тональностях. Напоминаю детям, что любую песню можно петь от разных нот. Далее предлагаю сыграть ритмический рисунок на ложках в разных темпах и разными приёмами. В заключении дети исполняют эту песенку по цепочке, по фразам. Я подхожу к каждому ребёнку - помогаю в случае необходимости.

Слушание музыки

«На горе, горе петухи поют» (игровая песня Уржум-ского района)

Познакомить с песней весёлого, шутливого характера. Беседа о содержании, средствах муз. выразительности. Расширять словарный запас детей.

Педагог: «Фольклор - лекарство человечества, - сказал Анри Курсаже». Своеобразие нашего Вятского края отражено в произведениях народного творчества: сказках, легендах, частушках, присловьях, дразнилках, песнях. Предлагаю детям послушать новую хороводную вятскую песню, исполненную дуэтом (я и Татьяна Ивановна) и определить характер, темп, песенный жанр, динамику, штрихи; отметить ударами ложек сильные доли такта. Педагог: «Вы определи, что это хороводная, весёлая, шуточная песня. Какие музыкальные инструменты помогут красивее прозвучать этой песне?». (Ответы). При повторении ребята подпевают припевы и подыгрывают на музыкальном ухвате, чугунке, вальке, катке, ложках. В заключении спрашиваю: «Кто запомнил название, авторов песни? Что такое дуэт?». Оценка.

Пение

«В хороводе были мы» (хороводная песня Белохолуницкого района)

Работать над вятской кантиленой - сочетанием интонирования с особенностью вятского говора.

Предлагаю детям отгадать музыкальную загадку: по ритму узнать знакомую песню. (Ответы). Затем поочерёдное (мальчики - девочки) чтение куплетов шёпотом, пение и игра на различных деревянных русских народных инструментах. Обращаю внимание на своеобразие и самобытность вятского пения. После этого предлагаю отгадать ещё одну загадку: «Какое слово я спела неправильно?». Игра проводится 2-3 раза. В заключении инсценируем песню под аккомпанемент Вячеслава Владимировича и пение Татьяны Ивановны. Особое внимание обращаю на музыкальное вступление. «Молодчика» выбираем по вятской считалочке.

Игра на русских народных инструментах.

Вятская кадриль «Ланце».

Закрепление основных способов звукоизвлечения на двух и трёх ложках.
Работа над развитием ритмического и динамического ансамбля.

Вначале ложкари отгадывают по фрагменту знакомую пьесу в исполнении Вячеслава Владимировича. (Ответы). Затем вспоминаем приёмы игры на ложках по моему показу в медленном темпе. Далее - игра с солистами, которых выбирает «волшебный» музыкальный топорик и коллективное исполнение. Оценка.

Элементы музыкальной грамоты

Вятские переплясы
Народные песни Кировской области.

Взаимосвязь средств музыкальной выразительности (мелодия, фраза, мотив, темп, ритм, регистр, динамика…).

Игра «Умные ложки»: ведущий, стоя спиной к играющим исполняет ритмический рисунок на ложках любым приёмом. Остальные слушают и поочерёдно угадывают.
Игра «Большие и маленькие ложки»: ведущий исполняет любой ритм на больших ложках, а остальные, прослушав, поочерёдно придумывают собственные, контрастные по характеру ритмы на маленьких ложках.
Игра «Разноцветные ложки»: дети сидят по кругу. В центре корзина с разноцветными ложками. Играющие слушают знакомую музыку, затем выбирают ложки, цвет которых, по их мнению, соответствует характеру данного произведению и играют на них. Музыкальное сопровождение к этим играм: в исполнении Татьяны Ивановны - «А мы просо сеяли» Слободского района, «Сад - садочек» Малмыжского района, «Дуйте, дуйте ветерочки» Кумёнского района; Вячеслав Владимирович - на гармони вятские пляски «боком», «парами», «хороводными рядами».

Движения под вятскую народную музыку.

Танцевальная частушка с
вятской топотухой и весёлым гармошечным наигрышем.

Овладение вятскими хореографическими элементами.

Педагог: «В старые времена бабушки, дедушки и дети приходили на вечёрки посмотреть на девушек и парней. После говорили: «Какой красивый да статный парень-то у Ивана . Никудышная девка-то у Николая - прясть не умеет, плясать не умеет… Послушайте в исполнении Христины Ивановны вятские озорные частушки под балалайку»:

1. Начинаю петь частушки,
Сначала извиняюся:
Я их, девки, позабыла,
Может быть смешаюся.

2. Балалаечка играет,
Балалаечка поёт.
Балалайке сшила ноги -
Балалаечка пойдёт.

3. Эх, топни нога,
Правая и левая!
В революцию родилась,
Потому и смелая!

4. Всё я лето не работал,
Всё я лето не косил.
Попросил у папы денег,
Папа рыло искосил…

Далее звучат частушки в исполнении Татьяны Ивановны и Вячеслава Владимировича, а дети свободно пляшут «Вятскую топотуху».
Ложкари прощаются с гостями. Спрашиваю ребят: «Что мы делали на занятии? Кто приходил в гости? Что нового узнали?»; затем я пою: «Занятие окончено», дети отвечают мне - «До свидания!» (в тональности Ре мажор).

Приложение