Мастер-класс «Рефлексия на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс, Профессия — педагог


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (912 кБ)


Этап 1. «Знакомство с участниками»

- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я приглашаю вас в мастерскую Думающего учителя.

- Для начала хочется узнать ваше настроение.

Прием «Одним словом»

Задание: Выбрать 3 слова из 10, которые наиболее точно передают ваше состояние:

Радость, Удовлетворение, Вдохновение, Покой, Уверенность, Наслаждение, Равнодушие, Скука, Тревога, Неуверенность.

Проводится рефлексия настроения. Участники записывают на стикерах настроение.

- У кого отличное настроение? Кто хочет немного погрустить?

Участники определяются с выбором, размещают на доске рядом с образом настроения.

- Отлично. Настроение понятно, больше позитива. Будем работать дальше!

Этап 2. Актуализация

- Цель мастерской: повысить мотивацию педагогов к овладению разными приемами рефлексивной деятельностью учащихся.

Прием «Наши ожидания»

- Каковы ваши ожидания от участия в мастер-классе?

Участники мастер-класса дают ответы.

- Предлагаю вам оценить свои знания по данной теме при помощи графических форм представления приёмов рефлексии. Подобные формы можно использовать на занятиях.

Каждый участник работает на общем листе работы группы. Один педагог от группы озвучивает технику.

1 группа. Техника «График»

Задание: оцените уровень владения материалом в %. Поставьте номера на графике. 1 - понятие рефлексии; 2 - приёмы рефлексии; 3 - функции рефлексии.

2 группа. Техника «Шкалирование»: приём «Линия»

Задание: оцените уровень владения материалом, ответив на вопрос «Используете ли Вы в своей практике техники рефлексии?». Сделайте отметку на шкале.

Да - использую; Нет - не использую; 0 - отношусь нейтрально.

3 группа. Техника «Шкалирование»: приём «Лестница»

Задание: оцените уровень владения материалом. Сделайте отметку на шкале.

Анализ и обобщение результатов, определение целей работы участников мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

  • Познакомиться с понятием «рефлексия».
  • Дать представление о классификации рефлексии.
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на учебных занятиях.

Этап 3. Теоретическая часть

Нас педагогов постоянно волнуют вопросы:

- Как сделать занятие живым интересным и полезным?

- Как сохранить интерес?

- Как сделать процесс обучения таким, чтобы обучающийся ежедневно мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного?

- Как сделать так, чтобы обучающиеся соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать проблемы, вопросы своего времени?

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

- А что же такое рефлексия?

Задание: назвать свои ассоциации с термином «рефлексия» (2 мин).

- Давайте озвучим свои ассоциации. Итак, что же у вас получилось?

Обсуждение результатов работы групп.

Прием «Кейс открытий»

Задание: По ходу теоретической части мастер-класса наполнять кейс идеями. Фиксировать все открытия, которые сделаете.

Организация работы с «Кейсом открытий».

Предъявление информации:

Тип учителя-информатора (транслятора известной информации) уходит в прошлое. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio - обращение назад.

Рефлексия понимается как интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.

Рефлексия в деятельности - это процесс мысленного анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.

Под рефлексивными умениями понимается умение рефлексировать, то есть осуществлять рефлексию (самосознание деятельности, самонаблюдение, самопознание, самоанализ, самоконтроль, самокоррекция деятельности).

Рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научиться получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений.

К своим рефлексивным навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, и, оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один не видит своих ресурсов, а порой «приписывает» себе того, чего на самом деле нет.

Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность наших действий во многом связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов содержания образования.

Обратимся к ФГОС.

Структура урока по ФГОС обязательно включает в себя этап урока - рефлексию.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. При помощи рефлексивных умений учащиеся выявляют способы своей деятельности, которые и составляют полноценную часть содержания его образования.

Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию, является организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.

При планировании занятий педагогу необходимо понимать, над какими умениями нужно работать тому или иному ребенку и соответственно через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться.

Ученик может осваивать программу формирования рефлексивных умений, только активно действуя в конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, ребенок может осознать, что ему недостает для успешной деятельности в ситуации, а чему он уже научился.

Учитель организует рефлексивную ситуацию не только в случае проблематизации («тупика») учащегося, но и в случае успеха. Ребенок с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию, какие его качества и действия позволили ему быть успешным.

Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать техниками организации понимания и введения в рефлексивную позицию.

Организация обсуждения результатов работы с «Кейсом открытий».

Вопрос: что необходимо для формирования рефлексивных умений у обучающихся?

Участники представляют результаты своей работы.

- Таким образом, для формирования рефлексивных умений учащихся необходимо:

  • Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования.
  • Предоставлять возможность учащимся активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия.
  • Учителю самому владеть техниками организации понимания и введения в рефлексивную позицию.
  • Постоянно использовать специальные средства для организации учебного процесса.

Вопрос: Для чего нужна рефлексия?

Участники представляют результаты своей работы.

- К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую - выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
  • проектировочную - предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
  • организаторскую - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческую - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную - определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Подведение итогов теоретической части

«Я учусь и рефлексирую, значит я - мыслю».

- Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Этап 4. Практическая часть

- Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. На уроках рефлексия осуществляется по-разному: вырабатываются элементы рефлексии школьников на отдельных этапах урока, в конце урока или темы, но обязательным и неизменным является постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии каждым учеником.

В литературе предлагается два варианта техники рефлексии - вербальные и невербальные.

Положительный момент использования вербальных техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов группы.

Преимущество использования невербальных техник заключаются в том, что каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Невербальную технику можно провести намного быстрее, красочнее, показательнее.

К невербальным рефлексивным техникам предъявляется ряд серьезных требований: они должны быть компактными, быстро выполнимыми (не более 5 минут), очень информативными, разнообразными и ненавязчивыми.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия как способ обратной связи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия направлена на формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у обучающихся.

Варианты: букет настроения, дерево чувств, эмоциональное состояние, смайлик, маятник настроения. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы.

Учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Этот тип рефлексии дает возможность детям спланировать деятельность. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Варианты: достижение цели, лесенка успеха, наряди ёлку, дерево достижений.

Эффективен приём незаконченного предложения: «Я не знал… - теперь я знаю…». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. Растёт мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Обучающиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляются умения работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рефлексия содержания материала

Данный вид рефлексии помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Варианты: незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.

Пометки на полях (инсерт) - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать.

В результате применения рефлексии, растёт уровень осознания содержания пройденного материал, повышается мотивация учения. Развивается речь, учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Формируются новые способы самовыражения учащихся.

Рефлексия как способ обратной связи

Позволяет оценить эффективность проводимой работы, отклики учащихся. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Варианты: анкеты, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие.

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Можно использовать вопросы:

  • Все ли вам было понятно в течение урока?
  • Какая часть урока показалась самой интересной?
  • Какая часть урока вызвала затруднение?
  • Какое у вас настроение после урока?

Рефлексия позволяет сформировать новый взгляд на проблему, умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий, стимулировать речемыслительную деятельность учащихся.

Этап 5. Закрепление материала

- Сейчас я предлагаю немного попрактиковаться.

Задание: на каком этапе урока можно использовать данную рефлексию?

Оцените данный прием с точки зрения его эффективности:

  • у «человечка» руки опущены - прием мне не понравился;
  • у «человечка» руки разведены в стороны - неплохой вариант;
  • у «человечка» руки подняты вверх - очень интересный прием.

Прием «Мысли во времени»

Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя.

Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Рефлексивный прием способствует развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Прием «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Прием «Рюкзак»

Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Пример: я научился составлять план текста, я разобрался в теме, я наконец-то запомнил…

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела.

Прием «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

Прием «10 баллов»

Оценить по 10-балльной шкале работу на занятии с позиции:

  • "Я" 0________10
  • "Мы" 0________10
  • "Дело" 0________10

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…».

Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого…

Прием «Вопрос себе»

Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос - это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме.

Например, таким:

- «Что?»: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?»

- «Почему?»: «Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»

- «Как?»: «Как я это сделал?»

- «Зачем?»: «Зачем я это делаю?»

Этап 6. Подведение итогов

Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Прием «Открытия для будущей планируемой деятельности»

Задание: проанализируйте.

- Благодаря чему Вам это удалось?

- Дайте оценку сделанному открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для учеников.

Организация обсуждения.

С опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

Не стоит забывать и о том, что рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Рефлексивный, думающий учитель ориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в учении.

Спасибо за работу в мастерской Думающего учителя!