Формирование математической грамотности

Разделы: Математика

Ключевые слова: математическая грамотность


Сегодня общество и экономика делает запрос на функционально грамотного учащегося. Функциональная грамотность сегодня стала индикатором общественного благополучия. Чисто академических знаний выпускнику недостаточно, нужен определённый навык применения знаний на практике. Математическая грамотность является одним из элементов функциональной грамотности. Математическая грамотность - способность ученика проводить математические рассуждения, применять математику для решения проблем в повседневной жизни.

В данной статье мы хотим затронуть тему формирования функциональной грамотности у школьников через задачи естественно-научного содержания с математической составляющей. Причём мы попробовали как самостоятельно конструировать разноуровневые задачи, так и модернизировать уже имеющиеся задачи, опубликованные на сайте института развития стратегии образования РАО, с целью усиления их математической составляющей. При конструировании задач мы использовали классическую схему (преамбула - задание - вопрос). В преамбуле вводим ребёнка в проблематику для повышения мотивации, в задании описываем ситуацию из реальной жизни (можно подкрепить справочным материалом), в вопросе описываем проблему, которую надо решить средствами математики.

Перед началом работы над задачами необходимо уточнить приёмы конструирования задач:

  • Придумывание сюжета к абстрактным задачам.
  • Придумывание задач по данным рисункам, таблицам, графикам, схемам, видео, фотографий.
  • Изменение ситуаций, описанных в задачах.
  • Составление задач, аналогичных данной.
  • Составление задач, обратных решённым.
  • Разбиение сложной задачи на ряд простых, которые по содержанию являются определёнными этапами решения основной задачи.
  • Упрощение (усложнение) задачи.
  • Задачи с развивающим содержанием.

Задача 1. (дополнение к задаче для 9 класса «ЛекарстваИлиЯды»). Польза цинка для детей заключается в следующем:

  • ускорение заживления ран и повреждений;
  • оздоровление слизистых оболочек;
  • повышение иммунитета;
  • активное обновление вкусовых рецепторов;
  • поддержание течения обменных процессов;
  • обеспечение здоровой работы головного мозга, надпочечников, щитовидной железы.

Дневная норма цинка для детей:

Возраст ребенка

Суточная потребность в цинке, мг

От 0 до 6 месяцев

2 - 3

От 6 месяцев до 3 лет

3 - 5

От 3 до 8 лет

5 - 8

От 8 до 13 лет

8 - 11

От 13 до 18 лет

11 - 15

Мама приобрела для сына 13 лет витаминно-минеральный комплекс от А до цинка. По инструкции необходимо принимать по 1 таблетки 2 раза в день. Удовлетворяет ли суточную потребность подростка приём данного препарата? (уточните на сколько процентов) Содержание в 1 таблетке:

  • Кальций 50,0 мг
  • Магний 12,5 мг
  • Витамин С 12,5 мг
  • Бета-каротин 0,75 мг
  • Железо 2,75 мг
  • Цинк 2,25 мг
  • Витамин Е (ТЭ) 1,5 мг
  • Витамин В3 (РР) 3,5 мг
  • Селен 7,0 мкг
  • Марганец 0,175 мг
  • Витамин D3 2,25 мкг (90 МЕ)
  • Пантотеновая кислота (Витамин В5) 0,75 мг
  • Медь 0,125 мг
  • Витамин В6 0,35 мг
  • Витамин В1 0,25 мг
  • Витамин К1 11,35 мкг
  • Витамин В2 0,275 мг
  • Фолиевая кислота (Витамин В9) 45,0 мкг
  • Витамин В12 0,45 мкг
  • Йод 25,1 мкг
  • Хром 6,0 мкг
  • Биотин (Витамин В7) 4,75 мкг

Критерии оценивания данной задачи

  • Содержательная область оценки: живые системы
  • Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование математических способов доказательства для получения вывода
  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с кратким ответом
  • Объект оценки: применение математических знаний для объяснения ситуации
  • Максимальный балл: 1
  • Способ проверки: программный

Задача 2. Двенадцатилетний Ярик давно определился с будущей профессией. Юный биолог содержит у себя дома игуану обыкновенную, паука (Авикулярия версиколор) и пока ещё маленькую змейку (Маисовый полоз). Он серьёзно относится к содержанию питомцев: паука кормит раз в три дня, игуану- раз в 2 дня, змейку- раз в 6 дней.

  1. Семья поддерживает увлечение мальчика, для паука регулярно покупают в зоомагазине светлячков и тараканов, для змеи - мышат, а овощи и зелень для игуаны берут в огороде у бабушки. Через сколько дней кормление всех питомцев будет совпадать?
  2. Однажды Ярик неплотно закрыл клетку с мышами. Минимальная траектория от клетки до открытой двери комнаты мальчика 12 метров, а скорость мышки 12 км\ч. Хватит ли мышам 10 секунд, чтобы покинуть комнату Ярика, при условии, что путь продвижения грызунов будет свободен?

Критерии оценивания данной задачи

  • Содержательная область оценки: живые системы
  • Компетентностная область оценки: использование математических способов доказательства для получения вывода
  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: характеристики биологических объектов живой природы
  • Максимальный балл: 2
  • Способ проверки: экспертиза

Алгоритм по конструированию задач на формирование функциональной грамотности:

  1. Выбираем объект, интересный ребёнку.
  2. Описываем объект с деталями, по форме, характеристиками.
  3. Формируем задачу в виде рассказа.
  4. Формулируем математические вопросы к задаче.
  5. Перефразируем вопросы, чтобы они стали будничными, волнующими ребёнка.
  6. Соединяем в единое целое.

К данному творчеству пригласили коллег через ссылку (QR-код) для создания банка задач на формирование функциональной грамотности у школьников своего города.