Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Целевая установка: обосновать необходимость соблюдать режим дня.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся активной позиции в получении знаний, познакомить с режимом дня школьника, правилами перехода через улицу, прививать навыки личной гигиены.
- Способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умению работать с учебником и тетрадью.
- Воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие.
Оборудование: медиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Режим дня школьника».
Ход урока
I. Ормомент
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем наш урок!
II. Определение темы и цели урока
(Слайд 2)
-Ребята, вы узнали героя из мультфильма?
-Как вы думаете, что говорит Мойдодыр ему?
-Хотите на этого мальчика быть похожими? Почему?
-Действительно, состояние здоровья зависит от многого, в том числе и от здорового образа жизни. К основным компонентам здорового образа жизни относится: и питание, и быт, и организация учебного труда и отдыха, т.е. выполнение режима дня, отношение к вредным привычкам, а также отношение к физической культуре.
-Теперь вы пришли в школу. Как вас называют? (Ученики, школьники)
- Верно. Вы стали школьниками, и у вас появились новые обязанности. Какие они?
- А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не уставать в школе, быть здоровым и бодрым весь день?
-Как выдумаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
III. Изучение нового материала
(слайд 3)
- Ребята, что такое режим дня?
- Режим дня - это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности.
- Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно соблюдать такой распорядок дня?
-Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что-то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме. И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях. Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения - сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Дети приучаются к аккуратности, порядку, опрятности, учатся ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкают работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Давайте вспомним основные моменты из режима, которые совпадают почти у всех.
- С чего же начинается день школьника?
- Конечно же, с подъема.
7.00 - подъём (слайд 4)
- Но некоторым бывает не так легко расстаться с кроватью.
Инсценировка стихотворения
Ученик:
Кровать вцепилась мне в плечо:
- Не пущу, поспи ещё!
Я вырвался, но простыня
Схватила за ногу меня:
- Постой, дружок,
Не убежишь!
Ещё немножко полежишь!
- Вставанье - дело неприятное.-
Шепнуло одеяло ватное.
Подушки слышен голосок:
- Не торопись, поспи часок!
Хоть полчаса, хоть полминутки.
Но я вскочил и крикнул:
- Дудки!!!
Я победил сегодня лень!
И это будет каждый день!
- После пробуждения в организме ощущаются остаточные явления заторможенности: вялость, сонливость. Для того чтобы помочь организму быстрее обрести бодрость, восстановить работоспособность и необходимо выполнить гимнастику. Под влиянием физических упражнений сердце быстрее разгоняет кровь по сосудам, усиливается дыхание, улучшается работа мозга
7.05 - утренняя гимнастика (слайд 5)
- Как вы думаете, что происходит в нашем теле, когда мы делаем физкультурные упражнения? Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряжённей, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает беспрерывно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Если вы ежедневно занимаетесь утренней гимнастикой, ваше сердце становится сильнее. И оно уже все время будет работать лучше, а не только тогда, когда мышцам нужен кислород.
- Потом нужно убрать постель, одеться. Школьники должны стелить и убирать свою постель сами. Кто из вас уже научился убирать свою постель?
7.20 - водные процедуры (слайд 6)
Слово «гигиена» обозначает в переводе с греческого «здоровый». Гигиена - это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний и т.д.
- А теперь отгадайте загадки и скажите, что нужно иметь для соблюдения правил гигиены.
***
Намочи меня водой,
Да потри рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь.
(мыло)***
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одёжке пробежит -
Она станет чище.
(одёжная щётка)***
Целых 25 зубков.
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(расчёска) ***
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(носовой платок)***
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.
(зубная щётка)***
Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое.
Всегда под рукой -
Что это такое?
(полотенце)
- Какие из этих предметов называют предметами личной гигиены и почему?
- Чтобы быть здоровым, правила гигиены человек должен придерживаться не только утром, но и днём, и вечером, и перед едой, и перед сном. Не забывайте о правилах гигиены, ребята.
7.30 - завтрак (слайд 7)
Школьник - бодрый и весёлый -
За столом сидит накрытым.
Сытный завтрак перед школой
Уплетает с аппетитом.
- Питание в режиме дня занимает важное место, и встречается запись о приёме пищи не раз: завтрак, обед, ужин. Человек непрерывно затрачивает энергию на выполнение своих действий. Эта энергия поступает к нам в организм в результате приема пищи. Энергия нужна не только на работу, но и на рост и развитие твоего организма. Можно, конечно, есть только то, что тебе нравится или есть мало. Но тогда и в том, и в другом случае организму не хватает питательных веществ, так необходимых для хорошего здоровья, хорошей учёбы и работы.
- Какие продукты полезны для питания? Почему? (слайды 8)
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ
- Есть необходимо каждый день в одно и то же время.
- Перед едой надо вымыть руки с мылом.
- Есть надо, продукты полезные и необходимые для здоровья.
- Есть необходимо не очень быстро и не очень медленно.
- Каждый кусочек надо тщательно пережёвывать.
- Не объедайтесь.
- Сладости можно есть только после еды.
- После приёма пищи надо немного отдохнуть.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
7.45 - дорога в школу (слайд 9)
- Ребята, а что нужно знать, чтобы безопасно добраться до школы?
- Какие правила дорожного движения вы знаете?
- Как нужно правильно переходить дорогу? (слайд 10)
- Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора -
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет - предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Физминутка (слай 11)
8.15 - учебные занятия (слайд 12), которые обязательно чередуются с переменами.
- Давайте вспомним, а чем можно заняться на перемене?
12.45 - дорога из школы домой. (слайд 13)
- Ребята, и что опять нужно знать, чтобы добраться безопасно из школы до дома?
13.00 - обед (слайд 14)
Ешь спокойно за столом,
Не глотай, как львица.
Это вредно, и притом
Можно подавиться.
- Чем можно заняться после обеда? (слайд 15)
13.30 - пребывание на воздухе: прогулка, игры
- Ребята, почему важно ежедневно находиться на свежем воздухе?
- У каждого из нас есть свои любимые занятия, поэтому мы можем посещать кружки по интересам.
15.00 - кружки по интересам. (слайд 16).
- Вечером вся семья собирается вместе.
18.00 - ужин. (Слайд 17)
- Ребята, чем вы любите заниматься вечером?
19.00 - свободные занятия, подготовка портфеля. (слайд 18).
- А как вы готовите свой портфель?
- А как вы думаете, чем можно заниматься перед сном?
- Перед сном нужно обязательно почистить зубы, проветрить помещение, а если комната достаточно велика, то оставить открытой форточку, или приоткрыть окно. В организации здорового образа жизни сон занимает важное место. Только во время сна нервная система получает полный отдых и восстанавливает работоспособность организма. Не выспавшийся ребенок невнимателен, плохо слушает учителя, рассеян, раздражителен. Продолжительное недосыпание может привести к нервным заболеваниям (неврозам), малокровию. Давайте познакомимся с правилами здорового сна.
-И тогда вы хорошо отдохнёте за ночь. Вам приснятся красивые и добрые сны.
Ученик:
- А ты как спишь?
Лошадь спит обычно стоя.
Стоя спать тебе не стоит.
У тебя не столько ног,
Лучше лёжа спать, дружок.
Куры с голубями вместе
Сидя дремлют на насесте.
Сидя спать не очень сладко,
У тебя же есть кроватка.
Спит, клубком свернувшись, кот,
Греет бархатный живот.
Подражать ему не будем,
Спать клубочком вредно людям.
Тело в узел завязав,
Спит под деревом удав.
Ну скажи, какой чудак
Будет спать в постели так?
В занавеске ветер дышит,
Занавеску чуть колышет,
Сон приходит в тишине,
Спи спокойно на спине.
21.00 - сон (слайд 19).
IV. Закрепление знаний
- Проверим, как вы запомнили правила режима дня. Сейчас откроем тетради. Рассмотрите внимательно картинки. (слайд 20)
- Что перепутал художник? (Режимные моменты расположены не по порядку.)
- Нам необходимо казать правильное расположение режимных моментов.
- Итак, с чего начинается день школьника? (с подъема). Значит это у нас первая картинка. А что дальше?
- подъем
- зарядка
- завтрак
- путь в школу
- уроки
- обед
- игры на свежем воздухе
- свободные занятия, подготовка портфеля.
- сон
V. Итог урока
Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов, отворив окна засов.
Сделать лёгкую зарядку и убрать свою кроватку.
Душ принять, и завтрак съесть, а потом за парту сесть!
После школы отдыхай, но только не валяйся.
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть выполнить задания.
Всё в порядке, если есть воля и старание.
Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.
В час положенный ложимся, в час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились? (слайд 21)
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Надеюсь, что благодаря нашему уроку вы сможете правильно организовать свой день и не будете сильно уставать. Дома составьте свой режим дня. Помните, что режим дня очень важен для человека.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за урок! (Слайд 22)
Список использованной литературы
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2005
- Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. - М.:ВАКО, 2008.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2007.
- Самкова В.А., Романова Н.И. Учебник «Окружающий мир» 1 класс. - М.: «Русское слово», 2011.
- Зелеева С.Г., Гринева Е.А., Самкова В.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир 1 класс». - М.: «Русское слово», 2011.
- Самкова В.А., Романова Н.И. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 1 класс». Книга для учителя.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. И доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: - «ВАКО», 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс.-2-е изд. лоп. - М.: ВАКО, 2005.
Интернет-ресурсы
- http://tatuirovkaa.ru/fiziches…
- http://kuponya.ru/offer/pavlin…
- http://games-onlinee.ru/330026…