Использование интерактивных методов обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В данной статье рассматривается суть понятий "интерактивное обучение", "интерактивные методы", а также дается краткое описание основных интерактивных методов обучения, которые наиболее активно используются на уроках истории. Продемонстрированы предпосылки для повышения интереса к этим методам в образовательной среде. Постоянно развивающееся общество ставит перед современными школами новые и все более сложные задачи, связанные с подготовкой человека, способного самостоятельно мыслить во взрослой жизни, ориентироваться в многообразии существующих мнений, порой полностью противоречащих друг другу, и уверенно принимать решения. Одним из важных предметов, формирующих патриотические чувства у учащихся, является история, поэтому в рамках этих уроков рекомендуется использовать интерактивные методы обучения, которые развивают у учащихся набор способностей, необходимых гражданам нашей страны во взрослой жизни.

Понятно, что общество постоянно развивается, в результате чего меняется отношение к предметам, изучаемым в школе. По ряду причин содержание дисциплины "история" в этом плане лучше всего подходит для значительных и весьма заметных преобразований. С бурным развитием информационных технологий поток и разнообразие информации, доступной детям, за последние годы значительно возросли. В то же время для таких источников характерно представление материалов для пассивного восприятия, иногда предлагающих диаметрально противоположные взгляды на одни и те же исторические события. В связи с этим возникает вопрос о том, сможет ли ученик самостоятельно отличить истину от заблуждения и запомнить и освоить такой объем информации. Этот вопрос адресован современным преподавателям, стоящим на пути поиска методов и приемов, которые могут помочь повысить уровень эффективности обучения.

Интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной деятельности учащихся, и образовательный процесс структурирован таким образом, чтобы вовлечь в процесс приобретения новых знаний как можно больше учащихся, но при этом у каждого учащегося есть возможность отразить полученную в процессе информацию. Интерактивное обучение предполагает использование определенных методов и приемчиков, которые непосредственно влияют на выбор форм организации познавательной деятельности на уроках истории. Интерактивный метод обучения предполагает взаимодействие, тесное общение всех участников образовательного процесса во время урока Интерактивный метод при активном методе обучения подразумевает необходимость колоссальной подготовки к уроку не только со стороны преподавателя, но и со стороны учащегося, по ряду причин. по конкретным причинам. В процессе совместных занятий, которые проходят в атмосфере добрых намерений, учащиеся не только активно обмениваются знаниями, идеями и методами деятельности, но и учатся взаимному уважению и поддержке, и в то же время образовательный потенциал интерактивной формы обучения в коммуне также очень велик, способствуя развитие эмоциональных связей между студентами и привлечение их к работе в команде.

Преподаватели выделяют несколько способов интерактивного обучения. К наиболее часто используемым относятся обсуждение, мозговой штурм, ролевые игры, различные игры, такие как "синквейн", и использование информационных технологий. Давайте опишем некоторые из них более подробно.

Дискуссии помогают студентам развить навыки логического и научно обоснованного выражения и отстаивания своей точки зрения В рамках метода обучения. Дискуссии понимаются как особая форма беседы, организуемая модераторами, в ходе которой участники высказывают различные мнения по вопросам, основанные на индивидуальном опыте и знаниях. Известно, что на уроках истории используются следующие формы дискуссионных диалогов: круглые столы, экспертные группы, форумы, симпозиумы, дебаты, "судебные заседания" и "аквариумы".

Следующим интерактивным методом обучения является ролевая игра, которая найдет успешное применение на уроках истории. Это создание ситуаций, в которых учащиеся играют несвойственную им роль. Ролевая игра состоит из нескольких компонентов:

  1. Моделирование. Суть компонента заключается в поиске наиболее эффективной модели поведения для каждого участника в контексте ситуации, в которой он работает;
  2. Инструктаж. (чаще всего преподаватель) будет фиксировать ход игры, а также оказывать учащимся необходимую помощь для поиска наилучшего выхода из разыгрываемой ситуации;
  3. Подкрепление. Суть его заключается в поощрении и стимуляции соответствующего поведения учащихся в процессе проигрывания игровой ситуации.

На заключительном этапе урока истории вы можете успешно применить метод "Синквейна". Синквейн - это стихотворение из 5 строк, структура которого следующая

Соблюдайте определенные правила. Первая строка - это существительное, характеризующее тему урока, 2-я строка - это 2 прилагательных, которые раскрывают важные или интересные моменты темы, 3-я строка состоит из 3 глаголов, которые раскрывают характерные действия или влияния в теме, 4-я строка - это фраза, которая дополнительно раскрывает суть урока. тема, а в предыдущих 2-х 5-й строке стоит существительное, которое суммирует суть описываемой темы. Сочинение Синквейна развивает творческое мышление, выражая личное отношение к теме, обсуждаемой на уроке, и структура такого стихотворения сохраняется.

Поэтому использование интерактивных методов обучения в практической деятельности учителей истории способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, расширению их эрудиции и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса. Использование интерактивных методов в контексте уроков истории помогает вовлечь в познавательный процесс даже самых пассивных учащихся. У них начинают развиваться навыки творческого мышления, применяются креативные подходы к решению проблем, развиваются коммуникативные навыки. Кроме того, использование интерактивных методов обучения в контексте уроков истории способствует формированию всех важных способностей:

  • Ответственность, коммуникабельность и толерантность;
  • Творческое и критическое мышление;
  • Стремление к самообразованию;

Таким образом, использование интерактивных методов обучения на уроках истории не только воспитывает патриотизм учащихся, но и способствует формированию способности к самостоятельному мышлению и принятию решений.

Монография

  1. Робинсон, К. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. К.Робинсон // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.rulit.me/books/shkola-budushchego-kak-vyrastit-talantlivogo-rebenka-read-421619-1.html