Обучение чтению на уроках английского языка с использованием цифрового ресурса Twee

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Читательская грамотность является основой функциональной грамотности, и ее формирование осуществляется и на уроках английского языка.

На уроках иностранного языка дети используют знания, полученные на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, музыки, изобразительного искусства. На уроках они учатся извлекать и применять информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает детям строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. 2 слайд

Итак, что значит уметь читать и как развивать это умение?

По Пассову Е.И., известному лингвисту и методисту, чтобы грамотно планировать уроки развития умения читать, нужно чётко понимать, что означает это умение и с помощью каких средств можно развивать его.

Умение читать - это, в первую очередь, владение техникой чтения - непосредственное узнавание зрительных образов речевых единиц и озвучивание их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово или даже слог (при плохой технике чтения), словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма), сложная фраза или даже абзац (при скорочтении). Чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения. А чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста. Важно, чтобы узнавание происходило с однократного восприятия и каждый раз с восприятия новых сочетаний речевых единиц. Умение читать подразумевает мгновенное соотношение лексических единиц и грамматического оформления с их значением. Причём речь идёт о непосредственном понимании семантической стороны речевых единиц, а не посредством родного языка. 3 слайд

Таким образом, перед учителем на уроке обучения чтению очевидны следующие задачи:

  • увеличивать оперативную единицу восприятия текста;
  • учить воспринимать текст с одноразового восприятия;
  • учить восприятию и узнаванию новых сочетаний известных, изученных единиц;
  • развивать скорость чтения (про себя);
  • развивать содержательную и структурную антиципацию;
  • развивать языковую догадку, то есть умение догадываться о значении неизвестных единиц по разным признакам;
  • учить мгновенно соотносить форму со значением;
  • развивать логико-смысловое восприятие текстов разного характера;
  • развивать умение игнорировать неизвестное, при условии, что оно не мешает пониманию в целом.

Данные задачи должны быть сформулированы в качестве задач уроков развития умения читать. 4 слайд

В повседневной жизни человек читает с разными целями, три из которых важны для любой будущей деятельности.

Различаются три вида смыслового чтения:

  • просмотровое (skimming reading) - это беглое чтение, целью которого является определение основной темы/идеи текста;
  • поисковое (scanning reading) - это вид чтения, задачей которого является поиск конкретной информации в тексте;
  • изучающее чтение (intensive reading) - это вид чтения, направленный на полное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла.

Один источник читающему нужно просто просмотреть и понять основную мысль, не вдаваясь в детали, так называемое чтение с общим охватом содержания. Другой источник предполагает просмотр с целью поиска ответа на запрашиваемую информацию. А третий - тщательно проработать, так как необходимо понять детали, это так называемое чтение с полным пониманием. Все три вида внесены в цели программы средней школы. 5 слайд

Различаются и требования к материалам для данных видов чтения. Материалом для просмотрового вида являются тексты, содержащие до 3% неизвестных слов, но, несмотря на это, требуется понять основное содержание текста. К словарю обращаться нужно лишь в том случае, когда незнакомые слова мешают пониманию основного содержания.

Тексты для изучающего чтения построены на известном языковом материале либо содержащие не более 6% незнакомых явлений, значение которых должно быть раскрыто с помощью любых средств и способов: догадки, сносок, словаря. Для данного вида чтения требуется полностью понять всё содержание, независимо от характера текста или способа снятия помех. 6 слайд

Соответственно, различается и методика работы с этими текстами.

Таким образом, возникает необходимость поиска ответа на следующий вопрос при обучении чтению: какими же упражнениями следует развивать это умение на уроках английского языка?

Самым распространённым видом упражнения при обучении чтению считаются вопросно-ответные упражнения для проверки понимания прочитанного. Однако такая форма работа, скорее всего, имеет контролирующий, но не развивающий характер. За пониманием текста стоит не столько знание значений лексических единиц и грамматических структур, сколько степень развитости механизмов содержательной и структурной антиципации, языковой догадки, логического понимания. Глубина понимания зависит от уровня развитости данных механизмов. А чтобы достичь уровня функционального зрелого чтения, необходимы специальные упражнения и грамотная технология организации процесса.

Сущность механизма антиципации заключается в том, что читающий на основе своего опыта и переработки прочитанного предвосхищает то, что им ещё не воспринято. Различают два уровня механизма антиципации: структурный и смысловой или содержательный. Последний предполагает умение предугадать, предвосхитить описываемые события по названию текста, по первым предложениям догадаться о дальнейшем их развитии. Данный механизм взаимосвязан с механизмом языковой догадки. Структурный механизм антиципации очень важен при обучении чтению, ученик должен по грамматическим формам понимать смысл слова, синтаксическое построение предложения, смысл фразы и абзаца. 7 слайд

Для достижения цели предлагаются три группы упражнений:

1. Содержательная идентификация

Упражнения данной группы направлены на то, чтобы ученик идентифицировал содержание прочитанного с данными ему, похожими по содержанию высказываниями, иными словами, сличил их, установил их схожесть и различие в содержательном плане. Содержание высказываний при этом может полностью или частично совпадать или не совпадать. Слово идентификация происходит от латинского отождествлять, отождествление, то есть установление совпадения, тождества или различий. Существует различные варианты этого вида упражнений, возможны и следующие:

  • найти в прочитанном тексте предложения, схожие по содержанию с данными;
  • определить, соответствуют ли данные предложения содержанию текста;
  • выбрать предложения из данных, которые соответствуют содержанию текста;
  • определить, из каких высказываний они взяты;
  • найти в тексте предложения, которые уточняют или расширяют данные высказывания. 8 слайд

2. Содержательный поиск

Основная задача этих упражнений состоит в том, чтобы развивать механизм логического понимания. Действия, которые совершает в процессе выполнения задания, можно назвать поиском, так как ученик ищет в тексте то, что требуется, запрашивается и ищет это на основе того, насколько хорошо, верно он понял то, что прочитал. Если не понял или понял недостаточно точно основных мыслей текста, то поиск не состоится. Возможны следующие упражнения на развитие умения содержательного поиска:

  • найти предложения, которые подтверждают…
  • найти что-то, характеризующее…
  • найти причины того, что…
  • найти проблемы, волнующие….
  • найти ответы в тексте;
  • определить, насколько полно данный план передаёт содержание. 9 слайд

3. Смысловой выбор

Основная задача данного вида упражнений состоит в развитии механизма логического понимания, одновременно происходит развитие смысловой догадки, совершенствование техники чтения и механизма внутреннего речевого слуха. При помощи соответствующих упражнений идёт работа над осмыслением текста, начинают действовать логико-смысловые связи, выясняются ответы на вопросы: почему, зачем, в связи с чем, более того, происходят процессы обобщения и умозаключения. К данному виду упражнений можно отнести следующую группу вариантов:

  • выбрать подходящее заглавие из данных;
  • выбрать в соответствии с содержанием правильный ответ из предложенных;
  • выбрать по одной фразе из абзацев, передающей смысл;
  • выделить смысловые куски текста и озаглавить их;
  • дать характеристику обстоятельств, при которых происходят действия героев;
  • кратко изложить суть текста в письменной форме;
  • сократить число предложений за счёт удаления малоинформативных, оставив те предложения, которые передают смысл текста;
  • своими словами передать основной смысл текста. 10 слайд

В чём же достоинства вышеперечисленных упражнений?

  • Данные упражнения предполагают многократное, коммуникативно-оправданное обращение к тексту, что способствует развитию умения читать.
  • Последовательное выполнение трёх групп упражнений позволяет ученикам усвоить содержание, как бы переварить текст и дойти до его понимания на уровне смысла.
  • Важной заслугой данной группы упражнений является то, что нет необходимости в открытом контроле, он происходит незаметно. Невозможно выполнить упражнения, не понимая прочитанного, в процессе работы над текстом понимание как бы дозревает, поднимаясь на более качественный и высокий уровень. 11 слайд

Нами были изучены методика обучения чтению на иностранном языке, предложенная Пассовым Е.И., и разработана серия уроков, тексты для которых были сгенерированы на базе ИИ, платформе Twee.

Twee - это инструмент на базе искусственного интеллекта, призванный упростить планирование уроков учителям английского языка. Он предлагает широкий спектр функций, которые могут помочь учителям создавать вопросы, диалоги, истории, письма, статьи, вопросы с несколькими вариантами ответов, верные/ложные утверждения и многое другое всего за несколько секунд.

Кроме того, этот инструмент может помочь учителям провести мозговой штурм словарного запаса, связанного с этой темой, создать упражнения на заполнение пробелов и раскрытие скобок, а также быстро генерировать вопросы для обсуждения, факты и цитаты известных людей, связанных с этой темой.

Twee также оснащен функциями для чтения, письма, аудирования, разговорной речи и грамматики. Он может создавать текст, диалоги по теме, темы эссе, видеотранскрипты и многое другое. 12 слайд

На первом уроке происходит введение в проблему урока, подготовка учащихся к восприятию текстов для чтения. Учащимся предлагается прочитать письмо от девочки из США, которая хочет найти друга в России, и выполнить первое упражнение - дополнить предложения (содержательная идентификация). Во втором упражнении учащимся необходимо еще раз прочитать письмо и найти предложения, описывающие семью девочки (содержательный поиск). Далее учащимся предлагается еще одно упражнение на содержательный поиск, а именно определить, кому принадлежат вещи, изображенные на картинках. На последнем этапе урока дети выполняют упражнение по уровню сложности выше предыдущих упражнений (содержательная идентификация). Необходимо просмотреть письмо и прочитать предложения, синонимичные предложенным в упражнении. В качестве домашнего задания детям предлагается ответить на вопросы девочки, которые она задает в своем письме. Слайды 13-18

Литература

  • Обучение чтению: учебное пособие / Сост. Е.И. Пассов и др.; Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. - Воронеж: Интерлингва, 2002.
  • http://didaktor.ru/kak-primenit-iskusstvennyj-intellekt-k-videorolikam-youtube/

Приложение 1

На втором уроке, после проверки домашнего задания, учащимся предлагается прочитать уже другое письмо, от мальчика из Англии, который тоже хочет найти друга в России. По содержание второе письмо объемнее и содержательнее, чем первое. После прочтения письма учащимся предлагается упражнение на содержательную идентификацию, при выполнении которого они должны сравнить оба письма, установить их схожесть и различие в содержательном плане. Задача учителя на данном этапе - вывести учащихся на описание своих увлечений и подвести к выводу, что письмо Марка интереснее, так как он не только описывает свою семью, но и рассказывает о своих увлечениях. В следующем упражнении, направленным на содержательный поиск, детям надо найти предложения, описывающие увлечения мальчика, и высказаться, используя элементы трансформации. На данном этапе у учащихся развивается механизм логического понимания прочитанного.

Далее учащимся предлагается еще одно упражнение на содержательную идентификацию, требуется найти предложения в тексте, дополняющие предложенные. На этом этапе осуществляется группировка, логическое перестроение последовательности информации. На последнем этапе урока дети также выполняют упражнение по уровню сложности выше предыдущих. Оно основано на операции сравнения - важнейшем приёме при обучении чтению. Учащиеся сравнивают оба письма, говорят, какое больше понравилось, и почему. В качестве домашнего задания детям предлагается письменно ответить на вопросы четвертого упражнения. Слайды 19-22

Приложение 2

Итак, в течение первых двух уроков реализуются задачи по развитию умения читать, то есть идет процесс овладения техникой чтения. На третьем уроке, заключительном, ведется работа по формированию навыков написания учащимися письма личного характера. После проверки домашнего задания, организуется парная работа, в ходе которой учащиеся тренируют навыки написания письма другу. На первом этапе детям предлагается восстановить письма в соответствии с пунктами плана. Учащиеся получают разрезанные на части копии двух писем. Части предварительно перемешиваются. Данное упражнение можно организовать как конкурс. После завершения работы, детям необходимо составить план своего письма другу. При выполнении этого упражнения учащиеся ориентируются на пункты планов прочитанных писем. Учащимся рекомендуется включить и другую информацию в свои письма, ориентируясь на уровень обученности и пройденный материал. По окончанию выполнения упражнения, учитель предлагает детям составить высказывание о своей семье. Данное упражнение можно предложить и в качестве заключительного на уроке, например, ответы в виде устных монологических высказываний, и в качестве домашнего задания, в форме личного письма. Слайды 23-24

Приложение 3