Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. Обновленные ФГОС определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Цель учителя: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы и приемы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его математической грамотности, одного из компонентов функциональной грамотности.
Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности младшего школьника трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
Математическая функциональная грамотность - это комплекс трех компонентов:
Первый компонент
- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент - проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Второй компонент
- школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
Для формирования этого компонента необходимо давать детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.
Эти задания неразрывно связаны с моделированием, которое в свою очередь делится на 3 этапа.
- На первом этапе ученик читает готовую модель
- На втором этапе для решения задачи ученик использует построенную модель
- На третьем этапе ученик строит модель самостоятельно
Третий компонент
- ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, нужно применять задания, такие, как: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссиях, которые вызваны противоречием.
Работая над математической грамотностью младших школьников, приходится задумываться о том, как, в какой форме донести до наших детей учебный материал.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Активные методы обучения - это система методов и приемов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной, познавательной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса.
Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.
Спасибо!