Анализ образа-персонажа. Евгений Базаров (Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Разделы: Литература

Ключевые слова: И.С.Тургенев, анализ персонажей, И.С.Тургенев «Отцы и дети»


Работа писателя над созданием образа Евгения Базарова

Персонаж и его эпоха

Действие в «Отцах и детях » начинается 20 мая 1859 года и завершается зимой 1860 года. (Так создается конкретное представление об исторической обстановке). В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы. Именно такого героя попытался изобразить Тургенев в своем романе.

Образ Евгения Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Прототипы персонажа различны. Тургенев располагал огромным жизненным материалом, источниками для создания образа героя. Среди прототипов Базарова исследователи называют и врача В.Я.Якушкина, и революционера Баллода П.Д.

Сам же Тургенев говорил: «…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года ). В этом замечательном человеке воплотилось…то едва народившаяся, еще бродившее начало которое потом получило название нигилизма» (И.С.Тургенев. По поводу «Отцов и детей «Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова / Сост. А.А.Чернышева. - М., 1989, - с.370)

Таким образом, в основе художественного типа Базарова - личность доктора Д., но в целом, это собирательный персонаж, воплотивший в себе черты противоречивой эпохи 1860-х годов.

Биография персонажа

В романе Тургенева нет биографии Базарова (нет истории того, как он вырос и сложился как человек; он показан вне своей деятельности). Но Базаров и не нуждался в предыстории, потому что его судьба - это типичный путь разночинца. Он сын России. Существо его характера, его общенародный смысл проясняются панорамой русской жизни, крестьянской жизни.

О прошлом Базарова мы знаем мало, однако хронология романа позволяет установить, что его личность формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико - хирургической академии в 1855-1859 гг (т.е. был сверстником Добролюбова). О себе Базаров говорит, что он « будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» (XVI, 427) (Роман цитируется по: И.С.Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. - М: Правда, 1979, - с.355-545)

Базаров - это образованный человек, постигающий естественные науки. Нетрудно догадаться, какое воспитание получил он в семье «отцов». Его родители религиозны, интересы их весьма ограничены. Его мать заботилась лишь о том, чтобы сытно накормить сына. Базаров так говорит о ней: «Да, она у меня без хитрости. Обед нам посмотри какой задает» (XX, 460) Отец Базарова, военный лекарь, также боготворит сына, пытается говорить с ним о науке. «Презабавный старикашка и добрейший, - говорит о нем Базаров. - Такой же чудак, как и твой (т.е. Аркадия), только в другом роде. Много уж очень болтает» (XX, 460)

Базаров вырос, таким образом, в патриархальной семье, и ему пришлось бороться с привычками, предрассудками, укоренившимися с детства.

«Всякий человек, - говорит он Аркадию, - сам себя воспитывать должен - ну, хоть как я, например …(XII, 383)

Типичное и индивидуальное в персонаже, в его характере

Образ Е.Базарова рассматривается в одном ряду с «героями времени»

Он, как и «лишний человек»,- носитель отрицания, протестующей мысли. Правда, у Тургенева Базаров - неаристократичный герой, неловкий, но его идейно-психологическая основа сродни «лишним людям».

Базаров - представитель «нового человека», героя - демократа, утвердившегося в русском романе 60-x годов, когда «лишний человек» перестает быть идейным стержнем общества. Базарову также свойственн ы независимость своей личности, высокий интеллектуализм, тенденция отрицания. Это составляет исходную точку образа, а главное его место в романе - практическая реализация личности. В отличие от своих предшественников (Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина), Базаров точно знает, что он хочет и имеет твердый характер.

Характер Базарова осмысливается Тургеневым в его социальном своеобразии. Ему хотелось найти в своем герое антитезу всему идеальному. Тургенев подчеркивает трезвость в характере Базарова, утилитарную направленность его мышления, а также своеобразный скептицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.

Базаров не революционер, у него нет ярко выраженных политических целей. Пафос борьбы Базарова - идеологический пафос. Он не признает авторитетов, ни во что не верит, кроме практического опыта. Поэтому он так спокоен, холоден и трезв, иногда почти до цинизма. Порой он мрачен и желчен. Таким образом, в Базарове сочетаются, с одной стороны, простота и грубость манер, а с другой стороны - самоуверенность и незаурядный ум. Трезвость и убежденность мысли, прямота чувств, собранность воли делают его необычайным явлением в изображаемой информационной среде. В характере Базарова доведены до крайности общие тенденции, обнаруженные Тургеневым у некоторых представителей демократической молодежи 60-х годов.

Психологические качества героя

Темперамент. Базарову, очевидно, чужды меланхолические черты (слабость, вялость, мечтательность). Он достаточно уравновешен, спокоен, холоден. Это подтверждают, например, его интонация голоса.

- Как ? не только искусство, поэзию, но и … страшно вымолвить.

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров (Х, 399)

- Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, - флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами.(Х, 403)

То, что Базаров скорее всего, флегматичен, подтверждают и следующие слова автора: «Узнав об отъезде Базарова, Павел Петрович пожелал его видеть и пожал ему руку. Но Базаров и тут остался холоден как лед..» (ХХIV, 503)

Однако, возможно, за внешним спокойствием и сдержанностью героя скрываются бурные эмоциональные порывы его души. Так, иногда у Базарова проявляются холерические черты. Например, во время объяснения с Одинцовой «он рванулся к ней» (ХVIII, 449). Перед дуэлью с Павлом Петровичем он «невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам все же твердил про себя: Экая глупость!» (ХХIV, 496). Это проявление порывистости, торопливости, неуравновешенности.

Значит, можно говорить о сочетании таких типов темперамента в герое, как холерический и флегматический.

Особенности восприятия мира

Герой в наибольшей мере наделен визуальными характеристиками. Его мировосприятие всюду соприкасается с практичностью. Так, он говорит Аркадию: «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть» (ХХI, 475). Ему не нравится размеренная, правильная, ежедневная жизнь, «как по рельсам катится » (ХVII, 436), - говорит он, … «уж если на то пошло, так и обедать следовало бы по-английски, во фраках и в белых галстуках». У Базарова особое мирочувствование.

Внимание! В силу своей собранности и твердости Базаров отличается наблюдательностью и сосредоточенностью. Как правило, он принимает живое участие в разговоре (если собеседник ему интересен). В отличие от Аркадия, он сразу распознает эмансипированную Кукишину и мнимого «нового человека» Ситникова. Базаров не рассеян.

Память

У Базарова ясная память. Так, вспоминая свое детство, он рассказывает Аркадию об осине, оставшейся от кирпичного сарая на краю ямы. «...я в то время был уверен, - говорит он, - что эта яма и осина обладали особенным талисманном: я никогда не скучал возле них» (ХХI, 470). Но воспоминания не играют большой роли для Базаров а. Он человек будущего, а не прошлого Таким образом, в романе мы не находим большого количества указаний на психологические качества героя, впрочем, это совпадает с лаконичным стилем Тургенева.

Состояние здоровья

В начале романе и почти на всем его протяжении Базаров находится в прекрасной физической форме. У него хороший аппетит, он любит утренние прогулки. Он здоров, и, кажется, ничто не предвещает трагического исхода. Но, как известно, в конце романа Базаров умирает от пореза при вскрытии трупа. Это лучшая сцена романа. Как ведет себя герой? Он прост и человечен, он уже не скрывает свои чувства, свой «романтизм». Проявляет сыновью любовь к отцу и матери: «Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю» (ХХVII, 534)

Трогательно он прощается и с Одинцовой - женщиной, которую любит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» (ХХVII, 539)

Базаров страдает. И силы, когда-то отрицаемые им, но хранимые на дне его души, приходят ему на помощь. Так проявляется стойкость его духа.

Итак, смерть - последнее испытание Базарова, дорисовавшее его характер. Именно здесь с наибольшей силой проявляется его естественность и человечность по отношению к родным, близким и - шире - к людям вообще, к родине, к миру.

Интеллектуальные качества героя

Тургеневский герой, безусловно, умен. В начале романа Базаров представляет собой человека универсальных знаний : для него не существует никаких тайн и загадок ни в любви, ни в поэзии, ни в природе. Но высокий интеллектуализм Базарова не только в его знаниях. Его ум имеет практическую направленность, для него ценно только то, что можно проверить на опыте.

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем» (Х, 399). Критичность мышления Базарова проявляются в том, что он имеет на все свою точку зрения. Он не признает авторитетов, считает, что настоящий человек тот, «которого надобно слушаться или ненавидеть» (ХХI, 472), «что говорить красиво - неприлично» (ХХI, 474). В силу своих умственных способностей он понимает, что дуэль с Павлом Петровичем с теоритической точки зрения - нелепость; «ну, а с практической точки зрения - это дело другое» (ХХIV, 493).

Базаров также проницателен и склонен к самоанализу. Это рефлектирующая личность: «Я нужен России … Нет, видно, не нужен» (ХХVII, 538). Незаурядность ума Базарова обусловливает его трагическое одиночество. Он и сам говорит, что истинных единомышленников у него нет. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе» (ХХI, 472).

Таким образом, в романе отчетливо выражено интеллектуальное превосходство Базарова над другими героями. Яркость и независимость его суждений, критичность и практичность мышления выявляют высокий ум героя.

Эмоциональные качества героя

Эмоциональная сфера Базарова представлена в романе довольно-таки ярко. Уже первое знакомство с героем убеждает, что в его душе есть чувства, которые он скрывает от окружающих. «Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал..» (II, 359). По-видимому, у Базарова преобладают отрицательные эмоции. Он склонен сердиться и злиться Например: «Холодная усмешка скривила губы Базарова» (Х, 403);

«И это называется нигилизмом, - повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью» (Х, 401); «Чем другим, а этим грехом не грешны, - произнес сквозь зубы Базаров» (Х, 4010).

Отвращение, раздражение - такова реакция Базарова на окружающих. Но иначе он проявляет себя в любви. Во время объяснения с Одинцовой «он задыхался; все тело его видимо трепетало …эта страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может сродни ей.» (ХVII, 449). Любовь изменяет героя. Одинцова замечает его «почти зверское лицо», когда он бросился к ней. Руки Базарова дрожали, когда он встал и толкнул окно. «Он не ожидал, что она так легко отворилось» (ХVII, 441). Следовательно, в душе героя потенциально присутствует многое из того, что он отрицает. Его злоба и ожесточение является как бы формой проявление любви.

В Базарове присутствуют также и болезненные переживания, например, состояние депрессии. Это случается во время болезни, когда он становится огорчен и грустен. «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой, и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях …» (ХХIV, 530). Так, нотки разочарования и отчаяния слышатся в его словах: «Отец вам (т.е. Одинцовой) будет говорить, что, вот, мол, какого человека Россия теряет.. Это чепуха …» (ХХVII, 538); « Я нужен России…Нет, видно, не нужен » (ХХVII, 538).

Но в Базарове мы наблюдаем и другую сторону его эмоциональных качеств - это чувство юмора. Конечно, Базаров не весельчак, не балагур, но с чувством юмора у него все в порядке. Например, когда его родители приглашают на обед священника и спрашивают, что сын об этом думает, Базаров отвечает: «Ведь он моей порции за обедом не съест? - Василий Степанович засмеялся» (ХХI, 476). Или когда отец хочет посмотреть его рану, Базаров усмехаясь говорит: «Экой ты охотник до практики!» (ХХVII,529). Таким образом, эмоциональная сфера героя достаточно разнообразна, но в ней преобладают отрицательные переживания.

Волевые качества героя

У Базарова есть воля, он способен преодолевать препятствия. Он сам воспитал себя таким, каким хотел себя видеть. Он решителен, так как сам сделал выбор, встав на нигилистическую позицию. «Настоящий человек, - по словам Базарова, - тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть» (ХХI, 472). Именно к такому идеалу стремился Базаров. Он сам, благодаря своей воле, делает себя таким человеком: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои» (ХХI, 416).

Следовательно, умственная активность, упорство в достижении цели (целеустремленность), безусловно, говорят о Базарове как о волевом человеке.

Эстетические качества героя

В Базарове есть эстетические качества, но внешне это не проявляется, так как он их скрывает. Чувства прекрасного, возвышенного не то чтобы чужды ему, но они находятся на периферии. Враждебность эстетическому у Базарова как бы искусственная, антиэстетизм не заложен в нем изначально. Так, слушая игру Николая Петровича на виолончели, Базаров смеется и говорит Аркадию: «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в..м уезде - играет на виолончели!» (IХ, 393). Но Аркадий его уже здесь не понимает, ему не смешно. Борьба Базарова с эстетической сферой выражается не только во внешнем неприятии им искусства. Его привычки, манеры, речь не аристократические. С первых страниц романа мы узнаем, что Базаров - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями»; Николай Петрович «крепко стиснул его обнаженную руку, которую тот не сразу ему подал» (II, 358). Это портрет человека из народа, не считающего нужным соблюдать правила хорошего тона.

Антиэстетизм Базарова - эта характерная черта разночинной молодежи того времени. Базаров не мечтатель, не фантазер. Его сны связаны с действительностью. Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем «всю ночь его мучили беспорядочные сны …Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться» (ХХIV, 496).

Таким образом, Базаров борется с эстетикой, эмоциями, присутствие которых все-таки ощущает в себе, он осознает себя в конце концов таким же «романтиком». Чувства и эстетические качества конфликтуют в нем с его волей и умом.

Литературный герой в системе социальных отношений и социально-нравственных качеств

Мировоззрение героя

Базаров - нигилист, и в этом заключается особенность его мировоззрения. Он на все имеет свою точку зрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем» (Х, 399), - говорит он. На вопрос, что же отрицает Базаров, он отвечает: «Все». «Все» - это и религию, и искусство, и патриархальную старину.

Базаров не признает никаких авторитетов и принципов, принятых на веру, идущую от нравственной силы идеала. Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного эксперимента. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», - говорит он (Х, 399).

Так в романе четко выявляются материалистические взгляды Базарова. Материализм Базарова естественнонаучный, физиологический, он опирается только на жизненный опыт. По его словам, «все люди друг на друга похожи как телами, так и душой …, нравственные качества одни и те же у всех …Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной березкой» (ХVI, 430).

Это антропологический взгляд на природу человека, которые сводит представление о природе человеческого сознания к элементарным физиологическим процессам.

Итак, в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев в образе Базарова объективно изобразил разночинцев-демократов 1860-х годов и конкретные проблемы эпохи.