Простые и сложные предложения. Русский язык. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 3

Ключевые слова: Сложные предложения


Цели: познакомить с понятиями «простое» и «сложное» предложение, научить определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные:

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.

Планируемые результаты урока

Обучающиеся научатся:

  • Характеризовать простые предложения, а так же сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы.
  • Находить простые и сложные предложения в тексте.
  • Составлять сложные предложения.

Оборудование и наглядные средства обучения: карточки с заданиями, клей, лист, заготовки предложений для работы в группах, рабочий лист, компьютерная презентация.

Ход урока

I. Актуализация знаний

- Закончите предложения:

  • Предложения по цели высказывания бывают …….. (повествовательным, вопросительным и побудительным)
  • Предложения по интонации могут быть ………. (восклицательные или невосклицательные)
  • Подлежащее и сказуемое - это….. (основа предложения)
  • Однородные члены разделяются……. (запятыми)
  • Запятая между однородными членами не ставится , если ……….. (их соединяет союз и)

II. Постановка проблемы. Формулирование цели и темы урока. Открытие новых знаний

Презентация

- Прочитайте предложения. Расставьте, если необходимо, знаки препинания.

(Рабочий лист. Задание №1)

  • Цветы пестрели на клумбе и радовали прохожих.
  • Желтые красные голубые цветы пестрели на клумбе.
  • Цветы пестрели на клумбе над ними порхали бабочки.

Проверка (на слайде расставляют знаки препинания, объясняют) Слайд

- Поднимите руку, кто поставил запятую в первом (втором, третьем) предложении? Докажите.

В третьем предложение нет единого мнения при постановке запятой. Почему?

- Выясним, чем это предложение отличается от предыдущих.

- Выделите основу предложения. (- О чем говорится в предложении еще?)

- Что необычного вы заметили? (Две основы в одном предложении)

- Как называются такие предложения? (Выслушать ответы детей)

- Где можно найти верный ответ на этот вопрос? (В учебнике)

- Прочитайте правило на стр.173

- Как называются предложения, в которых две и более основ? (Сложными)

- Как называются первые два предложения? (Простыми) Почему? ( Одна основа)

Простые предложения графически обозначаются так (схема)

- Из чего состоит сложное предложение? (Из простых)

Сложные предложения графически обозначаются так (схема)

- Нужна ли запятая в данном предложении? Почему?

- Назовите части этого предложения. (Первая часть……, вторая…….)

- Какова же цель нашего урока? Чему будем учиться? (выслушать ответы детей)

- Используя опорные слова, сформулируйте цель урока. Слайд

  • Познакомиться с …… и …..
  • Учиться различать …… и ……
  • Учиться правильно записывать ……..

- Какова же тема урока? ( Простые и сложные предложения) Слайд

- Сравните два выделенных слова в названии темы урока. (простые и сложные)

- Какие это слова? (Противоположные по значению)

- Как называются такие слова? (Антонимы)

- Приведите свои примеры слов-антонимов.

III. Первичное закрепление знаний

(Рабочий лист. Задание №2) Работа в парах.

Прочитайте. Определите, простые или сложные эти предложения. Выделите основу предложения. расставьте знаки препинания. Составьте схему каждого предложения.

Проверка (на слайде один расставляет знаки, объясняет, другой чертит схему у доски) Слайд

- Какое это предложение? Почему?

- Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

(возможно затруднение)

Наша следующая работа поможет ответить на этот вопрос.

Работа в группах.

Из простых предложений составьте сложные. Готовые предложения приклейте, расставьте знаки препинания. Выполните необходимые исправления в записи полученных предложений.

Вдруг затрещали сучья. Появился лось. Солнце село за горизонт. Спустились сумерки. Ветерок принес прохладу. Растаял снег. Зазеленела молодая травка.

Проверка

- Прочитайте первое предложение со знаками препинания.

- У кого получилось такое же.

(аналогично проверяются и другие предложения, рассматриваются все варианты ответов)

- Как называются составленные вами предложения? (Сложные предложения)

- Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (По смыслу)

Самостоятельная работа

(Рабочий лист. Задание №3)

К данным схемам выберите и запишите предложения. Расставьте знаки препинания.

Чудесный голос соловья звучал в ночи разносился по всему лесу.

Наступил апрель прилетели носатые грачи.

В воскресенье папа и Сережа делали кормушку для птиц.

Проверка

IV. Итог урока. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке? Чему учились?
  • Какое предложение называют простым?
  • Какое предложение называют сложным?
  • Как разделяются части сложного предложения?
  • Для чего нужны знания, полученные на уроке?
  • Как это может пригодиться в жизни?

- Закончите одно из этих предложений. Слайд

  • Я научился ………
  • Я хотел бы больше ……..
  • Оказывается, что ……..
  • Я хочу поблагодарить ……..за ……….

- Приготовьте и поднимите веер с номером Слайд

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Рабочий лист.

Задание №1. - Прочитайте предложения. Расставьте , если необходимо, знаки препинания.

Цветы пестрели на клумбе и радовали прохожих.

Желтые красные голубые цветы пестрели на клумбе.

Цветы пестрели на клумбе над ними порхали бабочки.

Задание №2. Прочитайте. Определите, простые или сложные эти предложения. Выделите основу предложения. расставьте знаки препинания. Составьте схему каждого предложения.

Веселым треском трещит затопленная печь.
______________________________________

В небе звездочки горят в речке струйки говорят.
_______________________________________

Сон приходит втихомолку пробирается сквозь щелку.
_______________________________________

Задание №3. К данным схемам выберите и запишите предложения. Расставьте знаки препинания.
_______________________________________
_______________________________________

Чудесный голос соловья звучал в ночи разносился по всему лесу.
Наступил апрель прилетели носатые грачи.
В воскресенье папа и Сережа делали кормушку для птиц.