Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, основанных на традиционных отечественных культурных ценностях православия.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историко-культурным наследием славянской письменности, с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями;
- развивать познавательный интерес, расширять кругозор, эмоциональную сферу и художественно-эстетическое восприятие обучающихся.
Планируемые результаты.
Личностные:
- Воспитание уважительного отношения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
Метапредметные:
- Приобщение учащихся к истокам русской письменности;
- Развитие умения осмысливать полученную информацию;
- Выработка коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Продолжительность мероприятия:45 минут.
План мероприятия
1.Мотивационная часть
1.1.Приветствие
1.2. Литературно-музыкальная композиция
2. Основная часть
2.1. Сообщения обучающихся по прочитанным книгам
2.2. Презентация «Как учились люди на Руси. Пословицы - подсказки»
2.3.Работа с пословицами. Практическая работа
2.4.Выставка детских работ
3.Заключительная часть
3.1. Викторина по вопросам
3.2. Завершение литературно-музыкальной композиции
4.Рефлексия
4.1. Самоанализ участия в мероприятии
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер с подключением к интернету;
- мультимедийное проекционное оборудование;
- презентация «Как учились люди на Руси»;
Оборудование: плакат «Буквица» со славянским алфавитом, плакат «Люди мыслите добро», буквы - эмблемы у учащихся, альбомные листы и карандаши для рисования, памятка с опорными словами.
Методическое обеспечение
- Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. - М. Просвещение,2014
- Терещенко Т.Н. Православные книги. Изд. «Даръ», 2016 г.
- Колпакова О.В. Как учились люди. Изд. «Белый город», 2009 г.
- https://allforchildren.ru/songs/kid56.php
- https://detkisait.ru/2319-azbuka-33-rodnyh-sestricy.html
Виды деятельности: сообщения с использованием презентации, фронтальная беседа, чтение стихотворений, знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен, творческая изобразительная деятельность.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Основные термины: первоучители, монахи, глаголица, кириллица, береста, пергамент, книгопечатание, красная строка.
Сценарий праздника
1. Мотивационная часть
1.1. Приветствие.
Слайд 1
Учитель. Уважаемые наши гости, дорогие ребята!
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Слайд 2
Учитель. Ребята, в этом учебном году мы побывали на экскурсии в г. Коломне. На Соборной площади Коломенского кремля установлен памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Расскажите, что вы увидели?
Ученик. Композиция представляет собой бронзовые фигуры на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл - свиток с русским алфавитом.
Учитель. Памятники первоучителям славянским Кириллу и Мефодию установлены и в Москве, и в других городах России и зарубежья.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель обращает внимание учеников на плакат «Буквица». Дети разглядывают буквы на плакате.
Учитель. Русская азбука - уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В славянской азбуке есть содержание. Она представляет собой послание - совокупность кодирующихся фраз. Три первые буквы - АЗ, БУКИ, ВЕДИ означают: АЗ - я, БУКИ - буквы, письмена, ВЕДИ - знать, ведать. Таким образом, получается азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Добро - есть жизнь.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мир!
Несите слово гордо:
Знание - дар божий!
Стремитесь к свету!
Учитель обращает внимание учеников на плакаты: «ЛЮДИ, МЫСЛИТЕ ДОБРО». Дети читают и объясняют, как понимают смысл этого изречения.
2.1. Литературно-музыкальная композиция
Звучит Гимн святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
https://songspro.pro/17/Starshiy-i-Molodejnyy-Hor/tekst-pesni-Gimn-svyatym-Kirillu-i-Mefodiyu
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья Святые, Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Ученики.
1.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
3.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
4.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
5.
Наш язык-язык труда и света,
Веры и надёжности язык,
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык!
2. Основная часть
2.1. Сообщения обучающихся по прочитанным книгам
Слайд 3
Учитель. Ребята, а знаете ли вы, как учились на Руси? Ответить на этот вопрос можно, если прочитать книгу с таким же названием « Как учились на Руси».
В книге даются пословицы, в которых заключена народная историческая мудрость.
Выступления обучающихся с самостоятельно подготовленными сообщениями по прочитанным книгам на эту тему.
2.2. Презентация «Как учились на Руси»
1 ученик.
Слайд 4
Есть пословица « Сперва Аз да Буки, а потом и науки».
Как это надо понимать? А вот как:
В 9 веке, за сто лет до крещения Руси, монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку - глаголицу, со временем азбуку упростили, она была названа кириллицей. Аз и Буки, две первые буквы кириллицы.
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Это было время крещения Руси Киевским князем Владимиром.
Возникла необходимость в грамотных людях для ведения церковных служб.
Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
2 ученик.
Слайд 5
Школа для детей обычно находилась при церкви.
Путь к грамоте и знаниям начинался с усвоения азбуки. Начинали с заучивания азбуки, повторяя хором каждую букву, пока не запоминали. Это было непросто, так как каждая буква имела своё название. Вот как об этом говорится в стихотворении:
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б - как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Отсюда и пословица: «Азбуку учат, на всю избу кричат»
3 ученик.
Слайд 6
Одновременно с чтением учились письму.
На первых порах ученики писали на специальных деревянных дощечках, покрытых слоем воска. На воске выцарапывали буквы писалом - металлическим стержнем с заостренным концом.
Затем дети переходили к письму на бересте - березовой коре.
В Древней Руси береста - служила основным материалом для письма, так называемая берестяная грамота.
Дети писали не на столе, а согнувшись, держа дощечку или бересту на коленке. Так в народе появилась пословица:
«Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело»
4 ученик.
Слайд 7
В качестве учебных книг в старину на Руси использовались церковные: Часослов и Псалтырь.
Книги в то время писали на пергаменте - специально обработанной коже.
Для этого требовались чернила. Писали гусиными перьями.
Надписи на пергаменте были устойчивыми, чернила хорошо впитывались, очертания букв сохранялись даже после нескольких смываний прежних текстов. Эту особенность передает пословица:
«Что написано пером, не вырубить топором»
2.3. Работа с пословицами. Практическая часть
Учитель.
Слайд 8
Древнерусские книги - настоящие произведения искусства. Каждая страница начиналась и заканчивалась рисунками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.
Давайте составим список пословиц об учении. В оформлении первой буквы используем образы старославянских букв:
- Азбука - к мудрости ступенька.
- Без терпенья нет ученья.
- Век живи - век учись.
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Древо и учитель познаются по плоду.
- Знание лучше богатства.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
Обучающиеся записывают пословицы и оформляют первую букву в каждой пословице. По желанию рисуют любимую букву.
2.4. Выставка детских работ
3. Заключительная часть
3.1. Викторина по вопросам
Учитель.
Викторина
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
- Какие были материалы для письма до использования бумаги на Руси? (Береста, пергамент)
- Какие церковные книги использовали в старину на Руси в качестве учебных книг? (Часослов и Псалтырь)
- Откуда появилось понятие «красная строка»? (Красивая первая буква красного цвета)
Учитель. Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.
3.2. Завершение литературно-музыкальной композиции
Ученики.
1.
К букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Дети исполняют песню «Тридцать три родных сестрицы» (автор Борис Заходер)
https://detkisait.ru/2319-azbuka-33-rodnyh-sestricy.html
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
4.Рефлексия
4.1. Самоанализ участия в мероприятии
Дети рассказывают о своей деятельности по опорным словам ( напечатаны на отдельном листе)
Я принимал (а) активное участие в мероприятии. |
Я почти не принимал (а) участие в мероприятии. |
Мое настроение стало лучше. |
Мое настроение ухудшилось. |
Материал занятия мне был понятен. |
Материал занятия мне был не понятен |
Особенно мне понравились
|
|
Учитель. - Благодарю, ребята, вас за активное участие в мероприятии!