Функциональная грамотность на уроках информатики

Разделы: Информатика


Современная экономика и общество делают запрос на таких специалистов, которые могут быть мобильными, могут осваивать новые знания и технологии, применять их к новым обстоятельствам и быстро решать проблемы в зависимость от условий.

В современном образовании особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности у учащихся.

Важнейшая задача школы - формирование функциональной грамотности учеников.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность - это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, умеет координировать свои действия с действиями других людей, умеет отвечать за свои решения, владеет современными информационными технологиями

Выделяют пять способ развития навыков функциональной грамотности современного человека:

  • Расширять кругозор
  • Критично мыслить
  • Участвовать в дискуссиях
  • Ставить цели и задачи, вырабатывать план
  • Развивать коммуникативные навыки

Функциональная грамотность помогает обществу использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Главной задачей уроков информатики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Функциональная грамотность на уроках информатики может включать в себя:

  1. Компьютерную грамотность
  2. Информационную грамотность
  3. Орфографическую грамотность
  4. Математическую грамотность
  5. Экономическую грамотность

Изучая функциональную грамотность на уроках информатики ученики должны научиться:

  1. Находить и отбирать необходимую информацию в сети Интернет
  2. Пользоваться электронной почтой
  3. Уметь пользоваться геоинформационными системами (Яндекс карта, Google карта)
  4. Выбирать продукты, товары и услуги в Интернет магазинах
  5. Использовать текстовые редакторы для создания текстов в электронном и печатном виде с различными объектами (таблица, формула, диаграмма, фото)
  6. Использовать табличные процессоры для автоматизированных расчетов и построения диаграмм
  7. Уметь создавать базы данных и проводить выборку
  8. Использовать графические программы для создания рисунков, графиков, обработки фотографий

Для каждой формы функциональной грамотности, я как учитель разрабатываю различные задания.

Компьютерная грамотность

Компьютерная грамотность - это знания и навыки, необходимые для работы с ПК, включая аппаратное и программное обеспечение, операционные системы и другие компоненты компьютера. Компьютерная грамотность широко рассматривается при изучении таких тем, как:

  1. Основные устройства ПК
  2. Устройства ввода-вывода информации
  3. Устройства памяти
  4. Измерение информации. Единицы измерения
  5. Компьютерные вирусы и антивирусы
  • Задания, формирующие компьютерную грамотность:

Задание 1: Ученик должен знать, историю ЭВМ.

Задание 2: Ученик должен знать названия устройств, какую функцию выполняет и с какой информацией может работать.

Задание 3:

Для закрепления и самостоятельной работы учащимся можно предложить следующие задания.

Информационная грамотность

Информационная грамотность - это знания и навыки, позволяющие находить информацию, оценивать ее, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

  1. Информация и знания
  2. Поиск информации в сети Интернет
  3. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей
  4. Табличное моделирование
  5. Геоинформационные системы

Задания, формирующие информационную грамотность:

Задание 1: Выполняя такое задание, ученики должны научиться оформлять текст, в соответствии с образцом, устанавливать параметры, использовать Интернет для поиска фотографий, подходящих к теме, сохранять информацию из Интернета.

Задание 2: При выполнении этого задания, ученики должны научиться текст преобразовывать в таблицу.

Задание 3: Работа в сети Интернет.

Орфографическая грамотность

Орфографическая грамотность - составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений

На своих уроках я всегда делаю значимый акцент на орфографическую грамотность. Считаю, что, при изучении любого предмета , нужно хорошо знать как правильно пишутся и произносятся основные термины. Орфографичсекая грамотность прослеживается на таких уроках как:

  1. Основные устройства ПК
  2. Устройства ввода-вывода
  3. Текстовый редактор.
  4. Поиск информации в сети Интернет
  5. Базы данных. Создание запросов в БД
  6. Табличный процессор.

Для формирования орфографической грамотности, предлагаю учащимся на уроках следующие задания.

Задание 1: Задание позволяет учащимся запонмить как правильно пишутся и произносятся основные устройства персонального компьютера.

Диктант:

  • принтер
  • клавиатура
  • оперативная память
  • монитор
  • сканер
  • плата
  • микрофон
  • мышь
  • сканер
  • видеопроектор
  • диск
  • жёсткий диск
  • наушники
  • компьютер

Задание 2: Списывание (перепечатывание). Для выполнения этого задания, на компьютерах предварительно отключается опция «Правописание». Тексты, как правило, беру о родном крае, об истории села или района, что формирует у учащихся любовь и патриотиз к родному краю, к своей малой Родине.

Задание 3: Набрать текст и вставить пропущенные буквы.

Математическая грамотность

Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математические знания для решения определённых задач. Также в понятие математическая грамотность входит понятие о логике, которая учит делать логические выводы и привязки, создавать математические модели. Основным способом развития математической грамотности является повторение основ и решения задач. На уроках информатики также есть темы, при изучении которых необходимо проводить математические вычисления и логические рассуждения.
Темы уроков:

  1. Измерение информации. Единицы измерения
  2. Алгебра логики. Логические операции
  3. Системы счисления
  4. Поиск информации в сети Интернет
  5. Алгоритмы. Вычисления алгоритма по блок-схеме
  6. Табличный процессор

Задание 1: Переведите в соответствующие единицы измерения

Задание 2: Решите задачу.

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):

«еж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор  - дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Задание 3:

Задание 4:

Экономическая грамотность

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляют способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов. Развитие экономической грамотности при изучении информатики начинается с 8 класса и продолжается в 9-11 классах при изучении таких тем, как

  1. Табличный процессор
  2. Применение формул и функций табличного процессора при решение задач
  3. Построение диаграмм. Анализирование диаграмм

Задание 1. Предлагается учащимся сделать в табличном процессоре.

Построить табличную модель по следующим данным в табличном процессоре

Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе - 2 монеты за км, на самолете - 4 монеты за км.

Используя функцию суммы (СУММ) рассчитайте:

  1. Какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу?
  2. Какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило?
  3. Сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта?

Задание 2: Построить табличную модель по следующим данным в табличном процессоре.

Стиральный порошок «Весна» продаётся в упаковке весом 4 кг каждая, стоимость одной упаковки составляет 600 руб. Порошок «Ромашка продаётся в упаковке весом 10 кг по цене 1400 руб. Вес порошка «Универсальный» составляет 5 кг, цена - 750 руб за упаковку. Порошок «Хозяюшка» - 16 кг и стоит такая упаковка 2300 руб. Нужно купить 80 кг стирального порошка.

Рассчитайте в электронной таблице

  1. Сколько пачек нужно купить каждого вида?
  2. Сколько будет стоить каждая покупка?
  3. Сколько будет стоить самая дешёвая покупка? (Для определения используйте функцию МИН). Ответ дайте в рублях

Задание 3: Расчёт квартплаты.

Данное задание позволяет обучить учеников вести несложные экономические расчёты, воспитывать осознанное отношение к экономии электроэнергии, воды, тепла

  1. В табличном процессоре переименуйте «лист 1» на «квартплата»
  2. Создайте таблицу по образцу, точно воспроизведя её
  3. Внесите числовые данные (показания можете изменить на собственные)
  4. Изучите инструкцию для заполнения таблицы остальными данными
  5. Используя формулы и функции рассчитайте объём потребления (вода, свет), к оплате, итого и общую сумму

Формирование функциональной грамотности учеников - задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.