Современная экономика и общество делают запрос на таких специалистов, которые могут быть мобильными, могут осваивать новые знания и технологии, применять их к новым обстоятельствам и быстро решать проблемы в зависимость от условий.
В современном образовании особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности у учащихся.
Важнейшая задача школы - формирование функциональной грамотности учеников.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность - это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, умеет координировать свои действия с действиями других людей, умеет отвечать за свои решения, владеет современными информационными технологиями
Выделяют пять способ развития навыков функциональной грамотности современного человека:
- Расширять кругозор
- Критично мыслить
- Участвовать в дискуссиях
- Ставить цели и задачи, вырабатывать план
- Развивать коммуникативные навыки
Функциональная грамотность помогает обществу использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Главной задачей уроков информатики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Функциональная грамотность на уроках информатики может включать в себя:
- Компьютерную грамотность
- Информационную грамотность
- Орфографическую грамотность
- Математическую грамотность
- Экономическую грамотность
Изучая функциональную грамотность на уроках информатики ученики должны научиться:
- Находить и отбирать необходимую информацию в сети Интернет
- Пользоваться электронной почтой
- Уметь пользоваться геоинформационными системами (Яндекс карта, Google карта)
- Выбирать продукты, товары и услуги в Интернет магазинах
- Использовать текстовые редакторы для создания текстов в электронном и печатном виде с различными объектами (таблица, формула, диаграмма, фото)
- Использовать табличные процессоры для автоматизированных расчетов и построения диаграмм
- Уметь создавать базы данных и проводить выборку
- Использовать графические программы для создания рисунков, графиков, обработки фотографий
Для каждой формы функциональной грамотности, я как учитель разрабатываю различные задания.
Компьютерная грамотность
Компьютерная грамотность - это знания и навыки, необходимые для работы с ПК, включая аппаратное и программное обеспечение, операционные системы и другие компоненты компьютера. Компьютерная грамотность широко рассматривается при изучении таких тем, как:
- Основные устройства ПК
- Устройства ввода-вывода информации
- Устройства памяти
- Измерение информации. Единицы измерения
- Компьютерные вирусы и антивирусы
- Задания, формирующие компьютерную грамотность:
Задание 1: Ученик должен знать, историю ЭВМ.
Задание 2: Ученик должен знать названия устройств, какую функцию выполняет и с какой информацией может работать.
Задание 3:
Для закрепления и самостоятельной работы учащимся можно предложить следующие задания.
Информационная грамотность
Информационная грамотность - это знания и навыки, позволяющие находить информацию, оценивать ее, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
- Информация и знания
- Поиск информации в сети Интернет
- Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей
- Табличное моделирование
- Геоинформационные системы
Задания, формирующие информационную грамотность:
Задание 1: Выполняя такое задание, ученики должны научиться оформлять текст, в соответствии с образцом, устанавливать параметры, использовать Интернет для поиска фотографий, подходящих к теме, сохранять информацию из Интернета.
Задание 2: При выполнении этого задания, ученики должны научиться текст преобразовывать в таблицу.
Задание 3: Работа в сети Интернет.
Орфографическая грамотность
Орфографическая грамотность - составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений
На своих уроках я всегда делаю значимый акцент на орфографическую грамотность. Считаю, что, при изучении любого предмета , нужно хорошо знать как правильно пишутся и произносятся основные термины. Орфографичсекая грамотность прослеживается на таких уроках как:
- Основные устройства ПК
- Устройства ввода-вывода
- Текстовый редактор.
- Поиск информации в сети Интернет
- Базы данных. Создание запросов в БД
- Табличный процессор.
Для формирования орфографической грамотности, предлагаю учащимся на уроках следующие задания.
Задание 1: Задание позволяет учащимся запонмить как правильно пишутся и произносятся основные устройства персонального компьютера.
Диктант:
- принтер
- клавиатура
- оперативная память
- монитор
- сканер
- плата
- микрофон
- мышь
- сканер
- видеопроектор
- диск
- жёсткий диск
- наушники
- компьютер
Задание 2: Списывание (перепечатывание). Для выполнения этого задания, на компьютерах предварительно отключается опция «Правописание». Тексты, как правило, беру о родном крае, об истории села или района, что формирует у учащихся любовь и патриотиз к родному краю, к своей малой Родине.
Задание 3: Набрать текст и вставить пропущенные буквы.
Математическая грамотность
Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математические знания для решения определённых задач. Также в понятие математическая грамотность входит понятие о логике, которая учит делать логические выводы и привязки, создавать математические модели. Основным способом развития математической грамотности является повторение основ и решения задач. На уроках информатики также есть темы, при изучении которых необходимо проводить математические вычисления и логические рассуждения.
Темы уроков:
- Измерение информации. Единицы измерения
- Алгебра логики. Логические операции
- Системы счисления
- Поиск информации в сети Интернет
- Алгоритмы. Вычисления алгоритма по блок-схеме
- Табличный процессор
Задание 1: Переведите в соответствующие единицы измерения
Задание 2: Решите задачу.
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):
«еж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор - дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
Задание 3:
Задание 4:
Экономическая грамотность
Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.
Основу экономической грамотности составляют способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов. Развитие экономической грамотности при изучении информатики начинается с 8 класса и продолжается в 9-11 классах при изучении таких тем, как
- Табличный процессор
- Применение формул и функций табличного процессора при решение задач
- Построение диаграмм. Анализирование диаграмм
Задание 1. Предлагается учащимся сделать в табличном процессоре.
Построить табличную модель по следующим данным в табличном процессоре
Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе - 2 монеты за км, на самолете - 4 монеты за км.
Используя функцию суммы (СУММ) рассчитайте:
- Какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу?
- Какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило?
- Сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта?
Задание 2: Построить табличную модель по следующим данным в табличном процессоре.
Стиральный порошок «Весна» продаётся в упаковке весом 4 кг каждая, стоимость одной упаковки составляет 600 руб. Порошок «Ромашка продаётся в упаковке весом 10 кг по цене 1400 руб. Вес порошка «Универсальный» составляет 5 кг, цена - 750 руб за упаковку. Порошок «Хозяюшка» - 16 кг и стоит такая упаковка 2300 руб. Нужно купить 80 кг стирального порошка.
Рассчитайте в электронной таблице
- Сколько пачек нужно купить каждого вида?
- Сколько будет стоить каждая покупка?
- Сколько будет стоить самая дешёвая покупка? (Для определения используйте функцию МИН). Ответ дайте в рублях
Задание 3: Расчёт квартплаты.
Данное задание позволяет обучить учеников вести несложные экономические расчёты, воспитывать осознанное отношение к экономии электроэнергии, воды, тепла
- В табличном процессоре переименуйте «лист 1» на «квартплата»
- Создайте таблицу по образцу, точно воспроизведя её
- Внесите числовые данные (показания можете изменить на собственные)
- Изучите инструкцию для заполнения таблицы остальными данными
- Используя формулы и функции рассчитайте объём потребления (вода, свет), к оплате, итого и общую сумму
Формирование функциональной грамотности учеников - задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.