Черлидинг в школе как новая форма организации дополнительного образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование


Тренер по черлидингу - это новая специализация. И хотя данный вид спорта культивируется в Москве уже девять лет, впервые специализированной подготовкой тренерских кадров мы смогли заняться только три года назад. Зачастую тренеры работали по принципу «посмотрел - повторил» (как, впрочем, и я). В качестве методических материалов нам служили видеозаписи, привезенные с оказией из США или продвинутых в плане черлидинга европейских стран. Раньше российский черлидинг был отчасти сродни аэробике. На самом деле, общих элементов у этих видов спорта нет вообще. Аэробика и черлидинг далеки друг от друга, как, например, биатлон и фигурное катание, как бокс и самбо.

Популярность черлидинга сейчас растет. Все больше и больше молодежи желает заниматься этим видом спорта. Что привлекает в первую очередь? Конечно, зрелищность, красота костюмов, возможность поддерживать прекрасную физическую форму, масса положительных эмоций! Желание быть причастным ко всему этому огромное. Но, к сожалению, ощущается острая нехватка тренерских кадров. Вернее, тренеры, желающие заниматься черлидинговыми командами, есть, но чаще всего они не имеют необходимой для этого квалификации. Очень много тренеров приходят из других видов спорта: волейбола, художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, аэробики, легкой атлетики. Есть учителя физкультуры и люди вовсе «не спортивных» профессий - школьные педагоги дополнительного образования, хореографы и т.д.

Черлидинг - отдельный самостоятельный вид спорта. По нему проводятся соревнования не только российского масштаба, но и европейского, и мирового. Чемпионаты по черлидингу проводятся в нескольких номинациях:

  • Чир - элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид и танцевальные перестроения под зычные кричалки;
  • Данс - спортивные танцы с элементами гимнастики, с присутствием пластичности, хорошей хореографии и грации, потрясающей синхронности;
  • Чир-микс - выступления смешанных команд (дамы и господа);
  • Групповой стант - коллективное построение пирамид;
  • Индивидуальный черлидер - сольный номер от главного заводилы команды;
  • Чир-данс шоу.

Отечественная история черлидинга началась недавно. Первая группа поддержки собралась в 1996 году при Детской лиге американского футбола (ДЛАФ). В 1998 году ею в целях дальнейшего развития черлидинга был учрежден клуб «Ассоль» и организован первый фестиваль черлидерс с участием шести команд созданного клуба.

В 1999 году была создана Российская федерация черлидерс-группы поддержки спортивных команд, прошли первые московские соревнования по черлидингу на Кубок Федерации.

Черлидинг (от английского «cheer-leader» - веселье, одобрительное приветствие, восклицание). Массовым стартом черлидинга можно считать 70-е годы прошлого столетия, когда поддержка болельщиками своих любимцев на стадионах и в спортивных залах Соединенных Штатов становилась организованной и дружной (по команде раздавались аплодисменты, звучали речевки и т.п.). Интересно, что изначально лидерами поддержки, или по-современному, черлидерами были совсем не розовощекие девушки-красавицы, а... юноши - поклонники американского футбола. Не в силах смотреть на поражения своих команд, желая изо всех сил подбодрить кумиров и друзей, парни придумывали кричалки, топали ногами, хлопали в ладоши, превращая все это в стройное зрительское действо на трибунах. А потом фанаты собрались, подумали и сформировали движение, которое гордо именовали «Черлидерс».

Время шло, и непередаваемый азарт спортивный борьбы притягивал молодых людей все ближе к полям непосредственного соперничества, а их место на трибунах, а затем и на спортивных площадках в группах поддержки заняли девушки. С приходом в спорт женских команд поддержки черлидинг приобрел красоту и пластику, превратился в заочное, а потом и очное состязание. Разработка специальных программ для собственных соревнований позволила черлидингу получить статус самостоятельного вида спорта.

Главное в идеологии черлидеров не то, что они просто танцуют на стадионах, а то, что своей работой они создают благоприятную обстановку на стадионе, обеспечивают зрелищность спортивного мероприятия для зрителей, поднимают боевой дух команд, прежде всего, конечно, той, которую поддерживают.

Черлидинговые команды работают по установленным правилам.

В перерывах спортивных соревнований на спортивной площадке появляются девушки и показывают специальные танцевально-спортивные программы. А ведь их надо уложить в считанные минуты спортивных пауз, а часто просто в несколько десятков секунд! Постоянные обращения к болельщикам с призывом поддержать свою любимую команду, тематические речевки (по-народному «кричалки») в поддержку своих кумиров - все это входит в задачу команд, занимающихся черлидингом.

Представить профессиональных черлидеров без яркой спортивной формы сегодня невозможно. Форма команд-участниц решает одновременно эстетические и рекламные задачи, как и форма любой спортивной команды. Профессиональные коллективы для каждого номера шьют новые костюмы.

Иногда костюмы меняют до 10 раз за матч. Обязательны длинные распущенные волосы.

Как правило, все участницы черлидинговых команд при известных клубах по своему спортивному уровню не ниже мастера спорта, высокие, с хорошей пластикой.

Задача черлидинга: главной задачей черлидинг-групп является поддержка боевого духа команд в перерывах, а также привлечение внимания зрителей к своей команде. Им это отлично удается: трудно пропустить шоу, сочетающее в себе невероятную пластику и отточенность движений спортсменок, а также их соблазнительные костюмы. Выступления черлидеров на спортивных состязаниях способны привлечь зрителей к любому виду спорта - от шахмат до футбола и баскетбола.

Стиль черлидеров: американцы одели своих черлидеров в модные спортивные костюмы, дали им в руки пышные яркие помпоны, придумали неполитические речевки и агитки в пользу здорового образа жизни.

Работа черлидеров: черлидеры тренируются обычно 3-4 раза в неделю по 2-3 часа. Группа работает очень упорно, постоянно улучшает физическую форму, танцевальное мастерство, навыки общения с публикой. Девушки работают почти круглый год и никогда не снижают темп жизни. «Мы занимаемся любимым делом, всегда находимся в хорошей форме и отлично проводим время», - говорят мои девчонки. В запасе черлидинг-группы от 20 до 30 различных танцевальных постановок, а так как мы молодая группа и нам всего лишь 3 года у нас 8 композиций.

Кто может заниматься черлидингом: этот вид спорта благодаря зрелищности, эмоциональности и красоте способен увлечь юношей и девушек, настроенных развивать спортивные качества и повышать мастерство.

Быть черлидером - престижно: в Америке если тебе говорят о «капитане группы поддержки», то ты должен понимать, что это самая лучшая девушка во всей округе, которую осаждают полчища воздыхателей. Состоять в группе поддержки - однозначно быть успешным и подающим надежды человеком. В разное время среди черлидеров были такие звезды, как Мерил Стрип, Сандра Баллок, Мадонна, Алисия Сильверстоун.

Хотя черлидинг ассоциируется у нас исключительно с красивыми девушками, на самом деле, мужчины им тоже не брезгуют. Более того, это президентский вид спорта! Черлидерами были президенты США Франклин Рузвельт, Дуайт Эйзенхауэр, а также Джордж Буш! Так что за океаном мужчины не считают зазорным заниматься черлидингом. Смешанные команды там весьма популярны - ведь они могут сделать больше сложных и выразительных элементов. В России мужчин-черлидеров пока очень мало. Но, надеюсь, эта несправедливость исправится, и мы через год-полтора на спортивных кортах и стадионах увидим и парней. В нашей команде, к сожалению, тоже нет мальчиков, наверное, потому, что в нашей школе считают ребята этот вид спорта чисто женским, а мне пока их переубедить не удалось.

Как преподаватель физкультуры ГОУ СОШ №45 я создала команду черлидеров из учащихся нашей школы, которую я обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5-6 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время.

В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию. На спортивную тренировку по черлидингу распространяются основные педагогические принципы, поскольку в них концентрированно выражены наиболее общие отправные положения, справедливые для любой образовательно-воспитательной деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику физического воспитания.

Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности по черлидингу.

В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе преподавания черлидинга, я выделяю также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; оздоровительной направленности физического воспитания.

Я считаю, что в сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.

Таким образом, принципы тренировки в конечном счете конкретизируют объективные закономерности.

1. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация

Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования возможно дальше.

Так же при построении спортивной тренировки по черлидингу я считаю чрезвычайно важным учет индивидуальных особенностей. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки юных черлидеров с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

2. Единство общей и специальной подготовки

В соответствии с этим принципом, я считаю, что специализация в черлидинге не исключает всестороннего развития черлидеров. Напротив, наиболее значительный прогресс в черлидинге возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.

Единство общей и специальной подготовки черлидера означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования занятий, тренеровок по черлидингу как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

3. Непрерывность тренировочного процесса

Эта черта тренировочного процесса в черлидинге характерна тремя основными положениями:

  1. спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;
  2. воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;
  3. интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины.

В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие - с другой.

По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются. в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом. взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.

4. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок

Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе занятий черлидингом эта зависимость используется в наиболее полной мере, поскольку черлидинг непосредственно нацелен на максимально возможные достижения.

В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и "скачкообразность" взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке черлидера.

5. Волнообразность динамики нагрузок

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и иные формы динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т.д.).

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой схеме выделяются "волны" следующих масштабов:

  • малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней;
  • средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых "волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;
  • большие, характеризующие общую тенденцию средних "волн" в период больших циклов тренировки.

Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти "волны" друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.

Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие:

  • фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;
  • периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;
  • взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.

6. Цикличность тренировочного процесса

К числу основных закономерностей процесса тренировки черлидеров относится также четко выраженная цикличность, то есть относительно законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.

Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.

Руководствуясь данными принципами, я строю тренировку следующим образом:

  1. строя тренировку, я исхожу из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;
  2. решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, я нахожу им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (т.к. любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);
  3. я стараюсь нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок находятся в определенном соответствии с тренировочными циклами различной продолжительности - микро-, мезо- и макроциклами);
  4. так же я рассматриваю любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла и т.д.;
  5. при построении различных циклов тренировки я учитываю как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и некоторые другие, получившие распространение в последние годы.

Черлидинг - это командный вид спорта. О хорошей команде можно говорить только тогда, когда есть постоянный состав. «Я случайно заглянула в зал и захотела присоединиться к тренировочному процессу» - так не получится. Здесь важно создать коллектив, сплотить ребят, добиться взаимопонимания в работе, синхронности в выполнении движений.

Черлидинг зародился в США в конце 1880-х годов, а приобрёл наиболее широкое распространение в 1970-е годы. Примерный перевод названия: руководитель группы поддержки команды. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.

Черлидинг можно разделить на два основных направления:

  1. соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;
  2. работа со спортивными командами, клубами, федерациями для выполнения следующих задач:
      привлечение зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни;
    • создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного настроения болельщиков-фанатов, создание обстановки «позитивного фанатизма» и управление эмоциями фанатов;
    • поддержка спортивных команд, участвующих в матче;
    • активизация и разнообразие рекламно-имиджевой работы на спортивных мероприятиях.

Моя команда постоянно принимает участие в показательных выступлениях в районе и округе, нас приглашают на спортивные матчи и для открытия различных значимых для спорта мероприятия. Девочки очень гордятся принадлежностью к черлидерам и популярность этого вида спорта среди школьников доказывает каждый раз ликование трибун и залов где мы выступаем.

Список литературы

  1. Гребенникова В.А., Карпов А.И., Носенко М.А. Черлидинг в практике физического воспитания студентов. - Оренбург: ОГУ, 2013.
  2. История возникновения черлидинга. Журнал «Дилетант». // https://diletant.media/articles/25221831/
  3. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений. Теория и методика. - изд-во «Спорт», 2017.
  4. Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И., Рудин М.В.. Основы спортивной тренировки. - Сураж, 2013.
  5. Фитнес: методические рекомендации к лабораторным работам. Сост. К.Ю.Османова, А.А.Кучерявых. - Курск, 2023.