Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно-деятельностный компонент
- Контрольно-управленческий компонент
Инновационные воспитательные технологии:
- коллективное творческое дело (КТД);
- информационно-коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
- социальное проектирование;
- организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- технология исследовательской деятельности;
- технология социально-педагогического диагностирования;
- технология программирования;
- технология реализации плана;
- технология разноуровневой дифференциации;
- модульная педагогическая технология;
- технология проектов;
- технология дидактической игры;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология;
- экологообразовательные;
- кейс-технологии;
- арт-технологии;
- шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
- групповая проблемная работа (разработка проектов);
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
- диалог «педагог-воспитанник»;
- тренинг общения;
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат.
КТД известно уже давно. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня»:
Некоторые виды коллективных дел:
- Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
- Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
- Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
- Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
В заключение следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.