Исследовательская работа «Вкусная орфография»

Разделы: Начальная школа


Выполнил:
Ковалан М.И.,
ученик 2 класса

Руководитель:
Титова Евгения Петровна,
учитель начальных классов

Введение

Все дети любят конфеты. Однажды мама купила конфеты, название которых меня привлекло «Жи-ши». В русском языке есть такое правило «Жи- ши» пиши с буквой И».

Каждый раз, перед тем как съесть конфету, я стал обращать внимание на её название. Я обнаружил, что в названиях конфет есть орфограммы. Возник вопрос: помогут ли названия конфет стать грамотным? Так появилась идея моей исследовательской работы «Вкусная орфография».

Научное исследование посвящено изучению конфетного фантика, по которому можно изучать орфограммы русского языка. Работа имеет большое практическое значение. В течение месяца мною было собрано огромное количество фантиков от конфет, которые я с большим интересом подверг классификации.

Цель исследовательской работы: проверить, помогут конфетные фантики в изучении орфограмм русского языка или нет.

Задачи:

  • изучить литературу, узнать историю возникновения фантиков;
  • собрать фантики от конфет;
  • повторить изученные орфограммы русского языка, составить перечень орфограмм;
  • исследовать фантики от конфет и выяснить, какая орфограмма «спряталась».
  • провести орфографический диктант и опрос учащихся 2 А класса по теме исследования;
  • сделать выводы по результатам работы.

Объект исследования: фантики конфет.

Предмет исследования: орфограммы в названиях фантиков.

Мною была выдвинута гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую грамотность.

В своей работе использовал следующие методы: изучение литературы, анализ, систематизация, классификация.

II. Теоретическая часть

2.1 История возникновения фантиков

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое толкование: «Фантик конфетная обёртка как предмет игры».

Фантики в России появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик.

Однако, до середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипчиками. К шоколадным конфетам было другое отношение, их заворачивали в фольгу, причем разноцветную. Для каждой начинки свой цвет фольги.

К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло, фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники, такие как: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие. Выпускались серии конфет с загадками, с таблицей умножения, азбукой, гаданием, гороскопами.

После революции красивые обертки ушли в прошлое, оформлению не уделялось больше столько внимания. А в советское время на фантиках можно было увидеть отображение таких тем как: 8 марта, 1 мая, 7 ноября и полет в космос.

Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи, использующие научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.

2.2 Что изучает орфография?

Орфография - правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.

Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Слово состоит из двух греческих корней: «орфо» и «графо», что означает «правильный» и «пишу».

В учебнике В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» говорится, что «орфограммы» - это буквы, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно проверить - это проверяемая орфограмма. Если орфограмму надо запомнить - это непроверяемая орфограмма.

Изучив материалы учебников, я выписал, какие орфографические правила должны знать второклассники и составил перечень орфограмм.

Перечень орфографических правил и орфограмм, изучаемых во 2 классе:

  • Непроверяемая безударная гласная в корне
  • Проверяемая безударная гласная в корне слова
  • Парные согласные в корне слова
  • Непроизносимая согласная в корне слова
  • Разделительный «Ь»
  • Собственные имена существительные
  • Сочетания ЧК, ЧН, НЧ
  • «Ь» для обозначения мягкости согласных
  • «И», «А», «У» после шипящих: Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу

III. Практическая часть

3.1. Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках

Непроверяемая безударная гласная в корне

  • «Лимон»
  • «Птичье молоко»
  • «Барбарис»
  • «Ромашка»
  • «Ананасная»
  • «Малина»
  • «Абрикос»
  • «Апельсин»
  • «Москвичка»

Проверяемая безударная гласная в корне слова

  • «Золотая лилия» - золото
  • «Марсианка» - марс
  • «Медунок» - мёд
  • «Добрянка» - добрый
  • «Снежок» - снег
  • «Лебединое озеро» - лебедь
  • «Весёлый боцман» - весело
  • «Морские просторы» - море
  • «Золотой ключик» - золото

Парные согласные в корне слова

  • «Ягодная поляна» - ягода
  • «Сладкий остров» - сладость
  • «Сказка за сказкой» - сказ, сказочник
  • «Детские забавы» - дети
  • «Коровка» - корова
  • «Сливки-ленивки» - сливочки (проверочное слово для согласной "В", это существительное, имеющее уменьшительно-ласкательное значение)

Непроизносимая согласная в корне слова

  • «Солнце в оконце» - солнышко, солнечный
  • «Буревестник» - весть
  • «Детский сувенир» - дети
  • «Звездный дождь» - звезда

Разделительный «Ь»

  • «Птичье молоко»
  • «Курьез»
  • «Тёмная ночь»
  • «Грильяж»
  • «Ладья»

Собственные имена существительные

  • «Алёнка»
  • «Домовёнок Кузя»
  • «Беловежская Пуща»
  • «Джек»
  • «Незнайка»
  • «Плотник Вася»
  • «Красная шапочка»
  • «Кот в сапогах»
  • «Мишка косолапый»
  • «Ласточка»

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

  • «Ночка»
  • «Белочка»
  • «Москвичка»
  • «Облачко»
  • «Одуванчик»
  • «Восточный принц»

«Ь» для обозначения мягкости согласных

  • «Богатырь»
  • «Миндаль Иванович»
  • «Трюфель»
  • «Наташкина Радость»
  • «Лесная быль»
  • «Царь-птица»
  • «Тропический коктейль»
  • «Школьные»

«И», «А», «У» после шипящих: Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу

  • «Скрепыши»
  • «Мучача»
  • «Ореховая роща»
  • «Зимнее чудо»
  • «Жиши»
  • «Чародейка»

3.2. Результаты опроса

По исследуемой теме я провел опрос и диктант. Задания выполняли 24 человека.

Опрос.

Одноклассникам было предложено ответить на четыре вопроса:

  1. Любите ли вы конфеты?
  2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
  3. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
  4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?

На диаграмме представлены результаты опроса.

Диктант.

Ребятам было предложено написать диктант. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.

Зимнее чудо, ласточка, золотой ключик, коровка, птичье молоко, ромашка, буревестник, плотник Вася.

Результаты орфографического диктанта

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

Обращают внимание на правописание названий конфет

8

6

1

1

Не обращают внимание на правописание названий конфет

1

6

1

0

По результатам орфографического диктанта и анкетирования выяснилось, что большее количество ребят обращают внимание на правописание названий конфет, но при этом в названиях конфет все равно делают ошибки.

Из этого я сделал вывод: мои одноклассники, возможно, не зная названия орфограмм, неверно ответили на четвертый вопрос анкеты.

Заключение

По результатам исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

  • Яркие и красивые фантики конфет привлекают внимание детей.
  • Каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму.
  • Ребята обращают внимание на правописание названий конфет, но при этом в словах названиях конфет все равно делают ошибки.

Таким образом, цель достигнута, но моя гипотеза не подтвердилась.

Но, возможно, яркие конфетные обертки помогут в изучении орфограмм, если выполнять различные упражнения на уроках русского языка на основе слов - названий конфет.

Используемая литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И.Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. - 976 с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
  3. https://russkiiyazyk.ru/orfografiya

См. продолжение работы