Познавательно-исследовательский, творческий проект на тему «Семейный КВИЗ»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 14 человек (6 детей, 6 родителей, 2 воспитателя).

Форма проведения: подгрупповая.

Актуальность

Семья - это социальная среда, в которой ребенок растет и развивается. Внутрисемейные досуговые мероприятия оказывают влияние на социальное развитие дошкольника. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Семья как проводник, предлагающий малышу знания, опыт, обучает и помогает подстроиться к различным условиям жизни. Благоприятная домашняя атмосфера, доверие и взаимопонимание, уважение и любовь - залог успеха правильного развития личности. Личность ребенка формируется из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры значительную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром.

Семейные досуги - важнейшая составляющая семейной жизни для создания хороших внутрисемейных отношений. В семье необходим глубокий эмоциональный и духовный контакт с каждым членом семьи. Для создания дружеского, доверительного общения между всеми членами семьи важно создать атмосферу.

Интеллектуальная игра- квиз, является одной из эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми для развития творческого потенциала, коммуникативных навыков и навыков в работе в команде, эмоциональной сферы дошкольников.

Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Семейный КВИЗ», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семейных традиций, ценностей. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Цель детская: Хотим узнать, в какую семейную игру можно поиграть?

Продукт деятельности: создание талисмана семьи (герб).

Цель педагогическая: Развитие социальной и познавательной активности дошкольников через участие их в интеллектуальной игре- квиз.

Задачи проекта:

  • Обучать дошкольников навыкам командной игры, коллективно решая познавательные задачи;
  • Развивать умения применять собственные знания и опыт при ответах на вопросы квиз-игры.
  • Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию семейных традиций, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким, к труду и занятиям членов семьи через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  • Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки, изготовление поделок на тему семьи).
  • В ходе реализации проекта создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности в целостном образовательном процессе.
  • Расширить кругозор дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатится словарный запас, разовьется связная речь, дошкольники приобретут уверенность в собственных силах.
  • В ходе реализации проекта у дошкольников расширятся представления о семье, о профессиях членов семьи.
  • Родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, организован совместный досуг.
  • Повыситься мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников.
  • Создание талисмана семьи, позволит каждому ребенку научиться презентовать свою работу, рассказать о ней и ее значении сверстникам.

Реализация проекта

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что во время просмотра телепередачи «Навигатор. Новости», София обратила внимание на то, очень много интересных и увлекательных программ, транслируют по телевизору, но к сожалению не всегда сбываются мечты, чтобы поехать в Москву и поучаствовать в каком ни будь семейном конкурсе или телепередаче. Она рассказала в детском саду детям и воспитателям. И задала вопрос «Почему у нас нет таких семейных игр?» Дети заинтересовались этим вопросом, стали обсуждать, высказывать свои предположения. После просмотра фрагмента телепередачи дети восхищались, какая увлекательная и веселая игра есть для детей, например «Устами младенца» или «Зов Джунглей». Дошкольники заинтересовались темой. Они захотели узнать какие бывают игры? Что нужно сделать, чтобы придумать свою игру? Какая тема игры? Кто будут участники?», Какое оборудование есть? И решили это выяснить. Так определилась тема проекта - «Семейный КВИЗ».

Исходя из интересов детей, мы предложили детям совместно с родителями в ходе проектной деятельности узнать, исследовать и ответить на вопрос «Почему телепередачи -игры бывают разные?», «Какие виды игр? «Какую тему семейного досуга выбрать?»

Была применена модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?

Вместе с детьми был разработан план действий, намечен продукт детской деятельности: семейный талисман.

На втором исследовательском этапе в ходе исследовательской деятельности, бесед, дети познакомились с видами игр спортивными и интеллектуальными.

Совместно с воспитателями и родителями читали книги, смотрели в интернете и в энциклопедии и выяснили, что оказывается раньше всей семьей смотрели телепередачу «АБВГДейка», «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!», «Будильник», «Спокойной ночи малыши», а наши бабушки и дедушки играли в «Веселые старты» и участвовали в разных семейных кулинарных конкурсах.

А потом появились современные телепередачи для семей «Устами младенца», «Зов джунглей», «Звездный час», «Лучше всех», «Голос. Дети», «Хочу все знать», «Прогнозик погодки» и т.д.

Дошкольники совместно с родителями с большим удовольствием рисовали фрагменты любимых телепередач, героев на шаблонах телевизора.

Дома с мамами и папами смотрели мультфильмы: «Мешок яблок», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Малыш и Карлосон», «Морозко», «Двенадцать месяцев», в результате расширились представления о семейных ценностях, любви и уважения к своей семье.

С родителями ходили на семейную экскурсию в «Парк Ветра», «Юбилейный», «Парк культуры и отдыха Дружба», увидели, как преобразился наш любимый город, за последние годы, можно кататься и гулять вместе с родителями, весело проводить семейные досуг.

В ходе виртуального вернисажа «Семья в картинах русских художников», дети познакомились с семейными традициями, ценностями не только в настоящем времени, но и в прошлом (бабушкины сказки на ночь, чаепитие на террасе, первые шаги малыша и т.д), расширился словарный запас детей.

После просмотра дети отвечали на вопросы, рассказывали о том, что увидели, называли какие семейные игры играют с родителями, какие традиции в их семьях, как они отдыхают, называли хобби, например семейные походы и поездки, отдых на море или поездка к бабушке в деревню, поделки и игрушки на елку.

Работа закипела началась подготовка материала для проведения семейного досуга с детьми и родителями «Семейный КВИЗ» (5-6 раундов подбор минусовок, ребусов, заданий для семейных команд).

На третьем практическом этапе проходила непосредственная работа над созданием продуктов проекта - семейного талисмана.

На заключительном этапе особое внимание было уделено формированию у дошкольников способности презентовать результат своей деятельности. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творческой работы. Было решено привлечь родителей к презентации и провести ее для детей из других групп и для их родителе.

Схема реализации проекта