Приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках математики


Функциональная грамотность в ФГОС 2023 года - это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

В это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • цифровую грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Центральный компонент математической грамотности - связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

В своей работе я хотела бы рассмотреть несколько приемов работы с обучающимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока математики.

1. «Математические квадраты»

  • Материал: Квадрат с числами, среди которых верные результаты
  • Идея: математические квадраты позволяют формировать навыки устного счета, умение применять на практике полученные знания (например, компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения)
  • Как: учитель раздает квадраты, зачитывает задание, обучающиеся закрашивают верный результат
  • Итог: из верных ответов получается рисунок (буква, цифра и т.п.)

Пример

0

27

73

24

11

70

20

9

37

44

5

41

46

8

54

72

53

12

52

10

11

28

21

30

  1. Сумма 23 и 18
  2. Разность 50 и 23
  3. Произведение 7 и 4
  4. Частное 40 и 5
  5. Чему равно 1 слагаемое, если сумма 97, второе слагаемое 44
  6. 36 уменьшить в 4 раза
  7. Чему равно уменьшаемое, если разность равна 6, вычитаемое 66
  8. 3 умножить на 8
  9. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, разность 13
  10. Чему равен Р квадрата со стороной 8 см
  11. Выполни действия 5•8→-24→:4→•5

2.Приём-игра «Верно-неверно»

  • Материалы: Бланк для ответов
  • Идея: Формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащиеся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера
  • Как: учитель раздает рабочий лист с бланком ответов и текстовой информацией ( 10 заданий).Обучающиеся должны ответить «верно» знаком +, «неверно» знаком -
  • Итог: по образцу на доске или на слайде презентации обучающийся сверяет ответы и оценивает свою работу по предложенной шкале

Пример

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Периметр геометрической фигуры - это сумма длин всех сторон
  2. Периметр квадрата со стороной 3 см равен 6 см
  3. 5 карандашей по цене 6 рублей стоят 30 рублей
  4. Корень уравнения 56-х=16 равен 40
  5. Корень уравнения х+23=41 равен 64
  6. При умножении числа на 1 результат равен 1
  7. На 0 умножать нельзя
  8. Если 6 увеличить в 4 раза, а результат уменьшить на 5, то получим 18
  9. Если 16 тетрадей раздать 4 ученикам поровну каждому, каждый получит 4 тетради
  10. Результат вычитания называется уменьшаемым
    (шкала оценивания: 10 ответов - 5; 8-9 ответов - 4; 5-7 ответов - 3)

3. Найди ошибку

Чаще всего использую на этапе закрепления знаний. Предлагаю вариант базового уровня и повышенного уровня(на выбор)

  • Материалы: индивидуальные карточки, слайд презентации или доска
  • Идея: анализ умения проверять готовые решения, умения находить ошибку на уроках математики
  • Как: работа в паре, индивидуальная работа

Пример (по теме «Решение уравнений»)

Базовый уровень

Повышенный уровень

Х-29=7 х=36

а- 5х7=40 а=5

81:х=9 х=9

(60-х):7=2 х=36

100-х=67 х=33

9х4+а=78 а=42

В х 5=20 в=100

(36+27):х=9 х=8

А+ 51=90 а=29

Сх5:4=10 с=8

4. Найди свою пару в классе (второе название игры «Дуэт», «Трио», «Квартет»)

  • Материалы: карточки с цифрами
  • Идея: игра тренирует навыки счета, внимания, сосредоточенность
  • Как: Учитель читает пример. Встают ученики у которых есть карточка с правильным ответом. (образуются пары, тройки, четверки обучающихся)

Пример (счет в приделах 20, 100, таблица умножения и деления, состав числа и т.п.)

Использование данных приемов позволяет сделать вывод о положительной динамике формирования математической грамотности, дети активны на уроках. Разно-уровневые задания повышают у ребят интерес к предмету, к созданию своих математических заданий, желание участвовать в олимпиадах по предмету.