Функциональная грамотность в ФГОС 2023 года - это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
В это понятие включают:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественно-научную грамотность;
- цифровую грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовую грамотность;
- креативное мышление.
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.
Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Центральный компонент математической грамотности - связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
В своей работе я хотела бы рассмотреть несколько приемов работы с обучающимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока математики.
1. «Математические квадраты»
- Материал: Квадрат с числами, среди которых верные результаты
- Идея: математические квадраты позволяют формировать навыки устного счета, умение применять на практике полученные знания (например, компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения)
- Как: учитель раздает квадраты, зачитывает задание, обучающиеся закрашивают верный результат
- Итог: из верных ответов получается рисунок (буква, цифра и т.п.)
Пример
|
|
|
|
|
0 |
27 |
73 |
24 |
11 |
70 |
20 |
|
9 |
37 |
44 |
5 |
41 |
46 |
8 |
54 |
72 |
53 |
12 |
52 |
10 |
11 |
28 |
21 |
30 |
|
|
|
|
|
- Сумма 23 и 18
- Разность 50 и 23
- Произведение 7 и 4
- Частное 40 и 5
- Чему равно 1 слагаемое, если сумма 97, второе слагаемое 44
- 36 уменьшить в 4 раза
- Чему равно уменьшаемое, если разность равна 6, вычитаемое 66
- 3 умножить на 8
- Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, разность 13
- Чему равен Р квадрата со стороной 8 см
- Выполни действия 5•8→-24→:4→•5
2.Приём-игра «Верно-неверно»
- Материалы: Бланк для ответов
- Идея: Формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащиеся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера
- Как: учитель раздает рабочий лист с бланком ответов и текстовой информацией ( 10 заданий).Обучающиеся должны ответить «верно» знаком +, «неверно» знаком -
- Итог: по образцу на доске или на слайде презентации обучающийся сверяет ответы и оценивает свою работу по предложенной шкале
Пример
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Периметр геометрической фигуры - это сумма длин всех сторон
- Периметр квадрата со стороной 3 см равен 6 см
- 5 карандашей по цене 6 рублей стоят 30 рублей
- Корень уравнения 56-х=16 равен 40
- Корень уравнения х+23=41 равен 64
- При умножении числа на 1 результат равен 1
- На 0 умножать нельзя
- Если 6 увеличить в 4 раза, а результат уменьшить на 5, то получим 18
- Если 16 тетрадей раздать 4 ученикам поровну каждому, каждый получит 4 тетради
- Результат вычитания называется уменьшаемым
(шкала оценивания: 10 ответов - 5; 8-9 ответов - 4; 5-7 ответов - 3)
3. Найди ошибку
Чаще всего использую на этапе закрепления знаний. Предлагаю вариант базового уровня и повышенного уровня(на выбор)
- Материалы: индивидуальные карточки, слайд презентации или доска
- Идея: анализ умения проверять готовые решения, умения находить ошибку на уроках математики
- Как: работа в паре, индивидуальная работа
Пример (по теме «Решение уравнений»)
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Х-29=7 х=36 |
а- 5х7=40 а=5 |
81:х=9 х=9 |
(60-х):7=2 х=36 |
100-х=67 х=33 |
9х4+а=78 а=42 |
В х 5=20 в=100 |
(36+27):х=9 х=8 |
А+ 51=90 а=29 |
Сх5:4=10 с=8 |
4. Найди свою пару в классе (второе название игры «Дуэт», «Трио», «Квартет»)
- Материалы: карточки с цифрами
- Идея: игра тренирует навыки счета, внимания, сосредоточенность
- Как: Учитель читает пример. Встают ученики у которых есть карточка с правильным ответом. (образуются пары, тройки, четверки обучающихся)
Пример (счет в приделах 20, 100, таблица умножения и деления, состав числа и т.п.)
Использование данных приемов позволяет сделать вывод о положительной динамике формирования математической грамотности, дети активны на уроках. Разно-уровневые задания повышают у ребят интерес к предмету, к созданию своих математических заданий, желание участвовать в олимпиадах по предмету.