Большинству педагогов уже хорошо известно, что девиантные формы поведения детей и подростков берут свое начало в дошкольном возрасте - в период активного процесса становления личности и социализации. Дошкольное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации ребенка. Следовательно, организуя в детском саду целенаправленную работу по формированию личности ребенка с социально устойчивыми, положительными установками, мы осуществляем раннюю профилактику проявления девиаций в поведении детей на последующих этапах взросления.
Большую роль в развитии ребенка осуществляет игра. В большей части все звуки и краски окружающего мира познаются через игру, она раскрывает способности ребенка. В ней легко рассмотреть отношение детей друг к другу. Основным способом работы с детьми, имеющими психические отклонения, считают игру. Игровая система занятий позволяет создать для детей комфортную атмосферу. В процессе игры учащиеся развивают самооценку, мышление, внимание, речь.
Необходимо помнить, что игра не должна иметь какую-то угрозу для ребенка. Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми представляет ряд особенностей. В случае с нарушением эмоциональной связи ребенка с окружающим миром, традиционные меры обучения не действуют, поэтому занятия с аутичными детьми требуют особого подхода.
Перед тем как начать работу с детьми, педагог должен осознать свою ответственность. Занятия должны проводиться длительное время, если работа оборвется, будет психологическая травма для ребенка и его семьи. Работа с аутичными детьми требует постоянного поиска новых методов. Занятия с такими детьми должны проходить в дружелюбной атмосфере. На одну и ту же ситуацию ребенок может отреагировать неодинаково, поэтому требуется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Метод совместного рисования - это индивидуальный метод, в котором взрослый рисует вместе с ребенком сценки из его жизни, разные предметы, бытовые игрушки. Данный метод может применяться только в случае наличия между взрослым и ребенком эмоционального контакта. При методе совместного рисования возникают новые возможности.
Анализируя игру как способ познания ребенком действительности, был создан метод совместного рисования, который решает несколько задач:
- Дает общее представление о действительности;
- Помогает познать мир;
- Осуществляет коммуникативную функцию.
В современной практике используются различные методы работы с детьми группы риска.
Изучение психолого-педагогического опыта педагогов-практиков позволило нам выделить методы работы с детьми «группы риска»:
- игротерапия;
- музыкотерапия;
- танцетерапия;
- изотерапия;
- драматерапия;
- методы групповой психокоррекции.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Игротерапия
Проводить занятия в форме психологических игр, сюжетно-ролевых игр, групповых мини-дискуссий, где дети, попадая в волшебный мир игровых ситуаций, учатся преодолевать препятствия, решать проблемы. Так, играпроживание позволяет создать условия для освоения придуманного пространства и выявить скрытые разрушительные процессы, конфликтные ситуации в группе. Игры-драмы способствуют самоопределению каждого участника в игровой ситуации, а деловые, ролевые и проектные игры содействуют освоению задач, связанных с реальной деятельностью.
Музыкотерапия
Этот метод вызывает у слушателей переживания, связанные с прошлым, музыка помогает ребенку расслабиться: «Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью слов психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимся напряжением по какому-либо поводу»
Рекомендуется использовать музыкальные произведения классической музыки Баха, Лист, Шопен, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и другие виды музыки, которые содействуют гармонизацию личности ребенка, восстановлению и коррекцию его психоэмоционального состояния.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизиологических процессов и содействует моделированию у них положительного эмоционального состояния. Свободное самовыражение с помощью танцевальных движений, выплеск эмоций, выражение чувств, построение взаимоотношений между телом и разумом способствуют физическому и психическому раскрепощению, «снятию» комплексов.
Изотерапия - мощное средство самовыражения, особенно для ребенка с проблемами в развитии и поведении, которое помогает восстановить некое внутреннее равновесие, сорвать с себя «оковы проблем», корректировать эмоциональное состояние.
Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и безличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановки различных пьес. Драматерапия способствует снятию напряжения, облегчает выход отрицательных эмоций и глубинных проблем детей.
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности.
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся не регламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.
Изучение интересов и способностей детей
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Коммуникативные игры по направлениям
1. Направление: «Утро радостных встреч!» (ежедневная работа)
Цель: вызвать у детей положительный настрой на весь день, учить детей делиться положительными впечатлениями, развивать диалогическую речь детей. Это направление включает в себя различные варианты игр: «Связующая нить», «Я превращаюсь», «Кто я?», а также игры на ковре вместе с педагогом: «Жизнь в лесу», «Добровольные эльфы», «Птенцы». Эти игры учат детей общаться с помощью жестов, мимики, имитации различных звуков.
2. Направление: «Азбука настроения»
Цель: научить полноценно выражать свои чувства, овладеть умением различать и сравнивать эмоциональное ощущение, снимать эмоциональное напряжение, отрабатывать негативные эмоции, развивать умение выражать свои эмоции невербально. В комплекс входят такие игры, как «Падающая башня», «Высвобождение гнева», «Оживлялки», отработка различных эмоций: «Злость», «Грусть», «Радость».
3. Направление: «Помоги другу»
Цель: способность развивать чувство доверия друг к другу, к взрослому, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. Очень сближают детей игры «Клубок», «Себе-соседу», «Щепки на реке».
Классификация речевых игр
Игры для знакомства:
- «Интервью» (каждый участник должен рассказать своему соседу чтонибудь о себе)
- «Узнай по голосу»
- «Автопортрет» (предоставить возможность выразить себя с помощью рисования автопортрета или выразить себя в том, что любишь).
Игры для разделения группы на несколько подгрупп:
- «Выбери» (в зависимости от нужного количества подгрупп, выбираются добровольцы, которым задаётся вопрос)
- «Кого бы вы взяли с собой в поход?»
- «Кому бы вы доверили нести рюкзак?»
- «С кем бы вы поделились яблоком?»
- «Кому бы вы доверили свою тайну?».
- «Фишка» (в зависимости от нужного количества подгрупп, выбираются добровольцы, которые называют свои любимый цвет, после чего дети должны распределиться по группам своих любимых цветов).
Игры-тренинги
Игры на сплочение:
- «Мечты» (участники думают в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее), затем обмениваются мыслями о своих мечтах, можно даже изобразить на бумаге.
- «Фантазия» (участники сами фантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту: пантомимой, рассказом, рисунком, в течение нескольких минут.
- «Построитесь по росту» (участники становятся плотным кругом, закрывают глаза). Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту.
- «Путаница» (встав в круг и протянув правую руку по направлению к центру круга). По сигналу педагога каждый обучающийся находит себе партнера по рукопожатию. Число участников должно быть четным. Затем участники вытягивают левую руку и также находят себе партнера по рукопожатию. И теперь задача состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
- «Моя пара» (участники группы должны молча, глазами найти себе пару.) По команде «рука», все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару.
Игры на выражении эмоции, предпочтений:
- «Подарки» (все участники дарят друг другу воображаемые подарки. Для этого необходимо иметь карандаш и набор листов в количестве на единицу меньше общего количества обучающихся. Подарки не подписываются дарящим, когда все подарки переданы педагогу, педагог раздает подарочные наборы данным участникам).
- «Мне в тебе нравится» (назвать понравившиеся качества)
- «Я хочу»,
- «Ты мне нравишься тем»,
- «Комплименты» (найти нужные слова);
- «Я узнаю себя и таких как я»;
- «Мы с тобой похожи тем, что»,
- «Мы с тобой отличаемся тем, что».
Профилактика девиантного поведения
Главным направлением социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения у детей следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.
Главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Рекомендации учителям:
- Определите сферу интересов ребенка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
- Определите обязанности ребенка в классе, следите за их исполнением.
- Создайте ребенку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.
- Посоветуйте ребенку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д., руководителем которого является мужчина.
- Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д.
- Создайте такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не нужно сильно заострять на них внимание с негативной стороны, наоборот, показывайте ценность ошибки, как попытки.
- Формируйте веру в успех, т.е. подчеркивайте любые улучшения, отмечайте сильные стороны учеников, демонстрируйте свою веру в них.
- Анализируйте, повторяйте и закрепляйте прошлые достигнутые успехи.
- Признавайте трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивайте время на их выполнение.
- Обязательно отмечайте даже небольшие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.)