Спортивно-оздоровительное направление
1. 1 класс, «Ворота»
Цель: активизация и развитие двигательной деятельности детей.
Ход игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Наши ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
2. 2 класс, «Фанты»
Цель: развитие познавательного интереса к знаниям, внимания.
Оборудование: фанты.
Ход игры: ведущий обходит играющих и каждому говорит:
«Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!»
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
3. 2 класс, «Пустое место»
Цель: развитие умения бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.
Ход игры: в этой игре должны участвовать не менее 10 человек. Путем жеребьевки выбирается ведущий, остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки. Ведущий несколько раз медленно обходит круг с внешней стороны. Потом неожиданно хлопает кого-нибудь из участников по плечу и мигом бежит вперед. Тот игрок, которого выбрал ведущий, отцепляется от соседей и старается быстрее обежать круг навстречу водящему. Важно первым занять пустое место. В круге остается игрок, занявший пустое место первым и успевший взяться за руки с соседями. Опоздавший становится водящим. Необходимо помнить о следующих правилах:
- водящий ходит шагом до тех пор, пока не «вызовет» кого-то ударом по плечу;
- во время бега запрещено касаться участников, стоящих в круге;
- если ведущий прибегает на пустое место вторым, в следующий раз он не имеет права вызывать на состязание того же участника.
Духовно-нравственное направление
1. 2-3 класс, «Колечко красоты»
Цель: формирование личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Оборудование: кольцо.
Ход игры: у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
2. 3-4 класс, «Помоги слепому дедушке»
Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Ход игры: количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами
3. 1-2 класс, «Что хорошо, что плохо»
Цель: поднятие нравственного уровня на более высокий уровень.
Оборудование: карточки.
Ход игры: педагог раздаёт карточки между несколькими играющими. Первый игрок кладёт лицевой стороной карточку с изображением плохого действия (например: дети разбрасывают игрушки). Следующий игрок должен перекрыть "плохую" карточку " хорошей" (например: ребёнок уступает место в автобусе старшим). Следующие делают тоже самое. Если у кого-то нет нужной карточки, то он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого закончатся карточки.
Общеинтеллектуальное направление
1. 2 класс, «Повтори за мной»
Цель: развитие мышления, зрительной памяти.
Оборудование: спички.
Ход игры: дети отгадывают предложенную педагогом загадку. Затем учитель в течение нескольких секунд демонстрирует рисунок, выложенный из спичек, после чего рисунок убирается. Задача детей - по памяти повторить рисунок из спичек на парте.
Например,
Я письмо в него вложу,
Точный адрес укажу. (Конверт)
2. 3 класс. Тема: «Что? Где? Когда?»
Цель: развитие интеллектуальных способностей, творческой инициативности, активности; воспитание дружеских отношений в игре.
Ход игры: участники команды сидят за круглым столом, на столе разложены вопросы. Крутится волчок, игроки отвечают на вопрос, тем самым зарабатывают количество очков.
3. 3 класс. Квест-игра «Правила дорожного движения»
Цель: закрепление знаний по ПДД, воспитания чувства товарищества, создание условий для активного общения, воспитание интереса к учебе через выполнение творческих заданий.
Оборудование: карточки «Дорожные знаки», разрезанные карточки дорожных знаков.
Ход игры: команды выстраиваются на линейку, делятся на команды.
1 станция «Загадочная»
- У него 3 глаза, открывает их не разом. (светофор)
- Когда пошел ты через дорогу, то посмотри сначала в оба? (влево)
- Если не работает светофор, нам поможет он. (регулировщик)
- Как называется знак, если на перекрестке на дороге ты уступаешь путь другому. (Уступи дорогу)
2 станция «Цветик-восьмицветик»
На цветочке 8 категорий вопросов.
- Правила движения велосипедиста.
- Что делать, если зеленый сигнал светофора начал мигать, а вы уже переходите дорогу.
- Кто такой пешеход.
- Правила поведения пассажиров в автобусе.
- Год создания светофора.
- Первая помощь при переломе.
- Что значит знак «Стоп» перед железнодорожным переходом.
- С какого возраста нужно перевозить в автомобильном кресле.
3 станция «Собери знак»
Раздается разрезанный знак, нужно за определенное время собрать его.
4 станция «Нарисуй знаки»
Нужно нарисовать 3 вида знаков: один запрещающий, один предупреждающий, один предписывающий.
5 станция «Ситуации»
- 1 Ситуация. Ребенок с мамой первый выпрыгнул из автобуса и побежал через дорогу сзади автобуса. Исправить все ошибки в этой ситуации.
- 2 Ситуация. Годовалый ребенок ползает по всей машине, папа в это время едет и разговаривает по телефону.
- 3 Ситуация. Ребенок переходит спокойно дорогу по пешеходному переходу, при этом на него мчится с огромной скоростью автомобиль.
Пройдя все станции, жюри подводит итоги. Определяется победившая команда.
Социальное направление
2 класс, «Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Оборудование: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал.
Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Учитель, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Учитель в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры учитель может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.
2. 2-3 класс, «Давай поговорим»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.
В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
3. 3 класс, «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Оборудование: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Ход игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую - другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета.
До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование - 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Общекультурное направление
1 класс, «Клубочек»
Цель: формирование навыков культуры речевого общения.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: дети садятся в круг, учитель, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку.
Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
2. 1 класс, «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.. Начинает учитель. показывая тем самым пример. затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-либо сказать. Когда клубок вернётся к учителю, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
3. 1 класс, «Хорошо или плохо»
Цель: формирование умения правильно вести себя в обществе.
Оборудование: карточки.
Ход игры: учитель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т.д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.