Социальный педагог и педагог-психолог рядом или вместе!? Основные формы взаимодействия

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: социально-психологическая помощь


Сегодня не каждый человек и не каждая семья способны успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, находить своё место в нём, решать возникающие проблемы и развивать личностные качества, такие как устойчивость, уверенность и умение решать социальные проблемы.

Многие ученые и педагоги сегодня обсуждают вопрос о социальной устойчивости и уязвимости детства, и последняя становится все более острой. В этой ситуации растет значимость социальных педагогов и педагогов-психологов.

Социальный педагог и педагог-психолог - два важных специалиста, которые играют ключевую роль в работе с детьми и подростками.

Социальный педагог занимается социально-педагогической работой с детьми, цель которой - помочь социализации растущего человека в различных сферах его жизнедеятельности. Социальный педагог консультирует и оказывает методическую поддержку участникам профилактического процесса: детям, родителям (законным представителям) и педагогам. Осуществляет мониторинг социального развития обучающихся и устанавливает связи образовательной организации с другими ведомствами и учреждениями в системе профилактики. Важным направлением деятельности социального педагога является правовое и педагогическое просвещение родителей (ЗП), актуализация опыта позитивного семейного взаимодействия.

Главными чертами социального педагога как профессионала являются: умение понимать состояние человека, мотивы его поведения, причины его поступков, чувствовать его боль, сопереживать, помогать внимательным отношением, добрым словом, советом, конструктивным действием.

Но предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков невозможно без психологического сопровождения, так как и сам процесс социализации и его нарушения имеют глубокие психологические основания.

Поэтому педагог-психолог - еще одна ключевая фигура в профилактической деятельности. Он организует, наполняет конкретным содержанием и смыслом коррекционно-педагогический, профилактический процесс с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Устанавливает связи, налаживает контакт между обучающимися, педагогами и их родителями. Подбирает и применяет конкретные методы и технологии в целях предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении детей.

У каждого специалиста свои профессиональные функции и задачи, но работа социального педагога и педагога-психолога может и должна пересекаться. И обязательно дополнять друг друга.

Рассмотрим 3 основные формы совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога.

Совместно-индивидуальная форма: социальный педагог и педагог-психолог взаимодополняют друг друга. При этом каждый специалист в основном действует индивидуально.

Примером совместно-индивидуальной деятельности специалистов может быть работа с учащимися, состоящими на учете в ОПДН: специалисты составляют план индивидуальной работы, намечают основные направления, определяют формы работы. Устанавливаются сроки реализации индивидуального маршрута обучающегося.

Совместно-последовательная форма деятельности характеризуется последовательным согласованием действий социального педагога и педагога-психолога. Эта форма характеризуется более высокой степенью взаимодействия специалистов и разбивается на определённые этапы. Например, в программе «Работа с семьей, находящейся в социально- опасном положении» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй, коррекционная работа с детьми и др. На каждом этапе специалист последовательно выполняет свои функции: психолог работает с ребенком, социальный педагог - с семьей, (дополнительно взаимодействует с инспектором по делам несовершеннолетних («Подразделение по делам несовершеннолетних», «Управление социальной защиты населения», «Комиссия по делам несовершеннолетних») После выполнения каждого этапа, происходит корректировка плана (при необходимости) и обсуждение индивидуальной деятельности социального педагога и педагога-психолога.

Третьей формой совместной деятельности является совместно-взаимодействующая - это высшая форма взаимодействия социального педагога и педагога-психолога, при которой происходит непрерывное согласование и одновременное выполнение каждого этапа работы.

Данная форма совместной деятельности возможна лишь при наличии командной работы, её по-другому называют индивидуально-коллективной. Деятельность делится на определённые составляющие части и распределяется между специалистами, увеличивается степень ответственности каждого, т.к. результат зависит от действий всех участников.

Примером совместно - взаимодействующей формы работы может быть работа с «трудным».

На этапе «диагностирования» педагог-психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного» ребёнка, а социальный педагог изучает семью и взаимоотношения ребёнка со сверстниками, с родителями, с педагогами.

На следующем этапе: педагог-психолог организует коррекционные занятия, а социальный педагог привлекает ребёнка в объединения дополнительного образования, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих обязанностей от одного специалиста другому, а взаимодополнение друг друга.

Социальный педагог и педагог-психолог могут работать вместе над разработкой учебных планов, тренингов и программ, консультировать друг друга в сложных ситуациях, делиться опытом и находить наилучшие способы решения проблем, чтобы помочь каждому - будь то ребенок или взрослый.

Таким образом, уверены, что положительные результаты в работе достигаются только при наличии тесного сотрудничества специалистов и их профессионального взаимодействия. Ведь социальный педагог и педагог-психолог это две разные, но в то же время взаимодополняющие роли, где каждый вносит свой уникальный вклад. Это команда, цель которой - помочь детям стать счастливыми и успешными.

Стремитесь делать тихое добро
Не ради похвалы или награды,
В пример им выдвижения не ради
Дарите людям знанье и тепло
Стремитесь делать все не на показ,
Пусть искренни порывы Ваши будут,
Сознанье чье-то пусть они разбудят,
И чистота исходит пусть от Вас.

Список литературы

  1. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. Барнаул, 1996.
  2. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе // Под ред. Г.К.Селевко. М., 1996.
  3. Макеева Т.В. Социально-педагогический компонент профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. 2016.
  4. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. М., 2003.
  5. Тарханова И.Ю., Угарова М.Г. Взаимодействие социального педагога и психолога в профилактической работе общеобразовательной организации // Социально-педагогическая деятельность в системе образования: Сборник научных статей. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2018.
  6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А.Сластенина. М., 2001.
  8. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М., 2005.