Рабочая программа для 5-го класса по математике для обучающихся с ОВЗ

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: ОВЗ, дети с умственной отсталостью


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Дмитровского городского округа Московской области» 5-9 классы, учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Математика. 5 класс», Т.В.Алышева, Т.В.Амосова, М.А.Мочалина, Москва «Просвещение» 2023 г.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».

Цель обучения: максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения.

Задачи обучения:

  • формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
  • воспитание положительных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе определяет следующие задачи:

  • формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;
  • формирование умений устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000;
  • совершенствование умений выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю;
  • формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;
  • формирование умений выполнять умножение и деление двузначных чисел на однозначное число, приёмами устных и письменных вычислений;
  • формирование умений выполнять округление чисел до десятков, сотен;
  • совершенствовать умения выполнять простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз больше (меньше…?)»;
  • формирование умений составлять решать задачи по краткой записи;
  • формирование умения решать составные арифметические задачи в 2-3 действия;
  • формирование умений выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
  • формирование умений выполнять построение окружности, круга; линий в круге (радиус, окружность, хорда);
  • формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямоугольник, квадрат);
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Содержание обучения

Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.

В процессе изучения математики у обучающихся развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимание и других психических функций.

Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов:

  • словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений);
  • предметно-практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
  • частично-поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы);
  • исследовательские (проблемное изложение);
  • система специальных коррекционно-развивающих методов;
  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока.

Содержание разделов

Название раздела, темы

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Нумерация. Сотня. Арифметические действия чисел в пределах 100

37

1

2

Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000

35

2

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд

19

1

4

Умножение и деление чисел в пределах 1 000

36

2

5

Умножение и деление на 10,100

8

6

Числа, полученные при измерении величин

12

1

7

Обыкновенные дроби

11

1

8

Итоговое повторение

12

Итого:

170

8

Планируемые результаты

Личностные:

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемых в повседневной жизни;
  • овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать числовой ряд 1-1 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
  • уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);
  • уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
  • уметь определять разряды в записи трёхзначного числа, называть их (сотни, десятки, единицы);
  • уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);
  • знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотношений (с помощью учителя);
  • знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, замены нескольких купюр одной;
  • знать римские цифры I - XII, уметь читать и записывать числа (с опорой на образец);
  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов письменных вычислений;
  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приёмами письменных вычислений;
  • уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка;
  • уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число приёмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе;
  • знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать;
  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя);
  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя);
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого (с помощью учителя);
  • уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);
  • уметь различать виды треугольников в зависимости от величины углов;
  • уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью линейки;
  • знать радиус и диаметр окружности круга.

Достаточный уровень:

  • знать числовой ряд в пределах 1-1 000 в прямом и обратном порядке;
  • знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
  • уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использование калькулятора);
  • знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000;
  • уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000;
  • уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел;
  • уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
  • уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен;
  • знать римские цифры I-XII, уметь читать и записывать числа;
  • знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотношений;
  • знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, замены нескольких купюр одной;
  • уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);
  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;
  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами письменных вычислений с последующей проверкой; без остатка и с остатком;
  • уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число приёмами письменных вычислений;
  • знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные дроби);
  • уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?»;
  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)»;
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
  • уметь решать составные арифметические задачи в 2-3 действия;
  • уметь различать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
  • уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
  • знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные обозначения;
  • уметь вычислять периметр многоугольника.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Критерии оценки предметных результатов:

Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1-2 недочёта.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
  • умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
  • умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
  • правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
  • правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2-3 ошибки и не более 2 недочёта.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
  • при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
  • при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
  • с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;
  • выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:

  • при незначительной помощи учителя или одноклассников дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
  • производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
  • понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
  • узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или одноклассников, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
  • правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

Оценка «2» - не ставится.

См. продолжение программы