Ансамбль ложкарей как средство развития музыкальной памяти

Разделы: Музыка


Миссия Дома детского творчества заключается в содействии развитию и социализации личности детей, подростков и юношества путём предоставления им качественных дополнительных образовательных услуг через добровольное обучение и организованное общение детей в объединениях центра и на его досуговых мероприятиях. Одним из таких объединений является ансамбль ложкарей.

Народная музыка имеет большое воспитательное значение. Игра на народных инструментах привлекает детей ярким и своеобразным тембром звучания. Кроме того, играя на народных инструментах и изучая их историю, дети получают более глубокое представление об истории России, а знакомясь с народными напевами, обрядами, песнями и играми, познают традиции и уклад жизни русского народа.

Ансамбль ложкарей - это мостик в большую музыку и культуру, это знакомство с лучшими образцами музыкального творчества.

Программа рассчитана на три года обучения. План первого года обучения предполагает два занятия в неделю по два часа. В планах второго и третьего года обучения - три занятия в неделю по два часа. Группы формируются из ребят разного возраста. В объединение принимаются все желающие.

Ансамбль ложкарей существует двадцатый год. Администрация нашего района купила деревянные ложки, клавишный синтезатор «Ямаха», музыкальный центр, костюмы. Родители и старшеклассники сделали табуретки, колотушки, трещотки, ложкофоны, веерные ложки.

Главная задача кружка - увлечь детей музыкой, творчеством. Занятия включают в себя работу по обучению детей игре на ударных музыкальных инструментах, пению, изучению музыкальной грамоты, слушанию музыки и движений под неё.

Проблема развития музыкальной памяти интересует меня с самого начала моей работы с детьми. Музыкальная память тесно связана с общей памятью, то есть с привычками, характером, самой жизнью и представляет собой сотрудничество различных видов памяти: слухо-образной, эмоциональной, конструктивно-логической, двигательно-моторной, зрительной.

Я прочитала много специальной литературы о музыкальной памяти. Изучив эти книги, я поняла, что произвольное или непроизвольное запоминание не главное в проблеме музыкальной памяти. Главное - в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в которой происходит запоминание. Психологи говорят: «Память ребёнка - это его интерес». В.А.Сухомлинский писал: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным». И ещё: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, без того он - засушенный цветок». Поэтому стараюсь, чтобы каждая встреча с музыкой вызывала у детей чувство радости, воспитывала уважение и доброжелательность к сверстникам и взрослым, учила любить природу и животных. Занятия в ансамбле способствуют развитию не только музыкального слуха, музыкальной отзывчивости, вокально-хоровых и метроритмических навыков, но и чувства товарищества и коллективизма.

А.А.Смирнов писал: «Завися от деятельности, повторения в свою очередь сами влияют на неё. Это влияние выражается в том, что самый факт повторного выполнения деятельности, меняет особенности её выполнения». Например, углубляя знания детей о низких и высоких звуках, о синкопах, о смешанном размере и т.д., я замечаю, что при повторении на новом музыкальном материале у воспитанников наблюдается новое осмысление, более глубокое понимание и прочное запоминание.

Важнейшая роль понимания в запоминания общеизвестна. Коменский Я.А. писал: «Ничего нельзя заставить заучить, кроме того, что хорошо понятно» (Великая дидактика, избр. пед. соч., т.I, М,1939г.). В то же время меня удивляет, с какой лёгкостью и прочностью дети запоминают считалочки, состоящие из непонятных слогов («Э-кэ-тэ, бэ-кэ-тэ, чу-ка-тэ, мэ. А-буль, фа-буль, дэ-мэ-нэ. Экс-пэкс, пу-ля, пук. На-уль»), поют недоступные их пониманию песни, услышанные дома. Понимание здесь подменяется механическим заучиванием.

Создаю необходимые условия для запоминания на основе слуховой памяти. Конечно, воспроизведение музыки можно назвать и её мысленное пропевание. В этом случае на музыкальную память возлагается определённая нагрузка, которая распределяется неравномерно: основная нагрузка на слухо-образную память, а остальные виды памяти почти бездействуют. Когда же музыка реально исполняется - действуют все виды памяти.

Для повышения качества запоминания использую разнообразные приёмы: показ портретов авторов музыки и исполнителей; беседы о характере музыки, содержании песен, средствах музыкальной выразительности; загадки, стихи, поговорки, пословицы; исполнение мелодии без сопровождения; «эхо»; игру по подгруппам, мальчики - девочки, с солистами, «цепочкой», стоя в кругу; «кто лучше сыграет?»; поочерёдную игру по фразам вслух и «про себя»; игру с дирижёром; выразительный показ; систематическое возвращение к ранее разучиваемым произведениям; индивидуальную работу; игру на ложках знакомых пьес под различный аккомпанемент (фортепиано, аккордеон, клавишный синтезатор, грамзапись), в разных темпах, с разными динамическими оттенками, с разными штрихами и приёмами.

Слушание музыки - одно из средств развития музыкальной памяти. Репертуар подбираю яркий, интересный с учётом возрастных особенностей детей, их эмоциональностью и восприимчивостью ко всему новому: русские народные песни разных жанров (игровые, плясовые, хороводные, трудовые…), песни - марши, песни - вальсы, инструментальные песни, романсы, колыбельные, инструментальную музыку разных стилей и направлений. Чтобы дети быстро и прочно запоминали музыкальные произведения предлагаю слушать их в разных темпах и регистрах, с разными динамическими оттенками и штрихами (после этого обязательно уточняем почему и как изменилась музыка); выбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру произведения и подыгрывать на них (маршевая музыка - барабаны, тарелки; русская пляска - трещотки, ложки, колотушки…); рассказывать о музыке и сравнивать танцевальные частушки с русскими наигрышами, кадрили с топотухами и т.п. Для развития музыкальной памяти играем в игру «Кубики» (кубики делаю из картона, на каждой стороне которого наклеиваю картинки по сюжету песен или пьес). Ведущий кидает один из кубиков, а играющие поочерёдно не только узнают и называют знакомые музыкальные произведения, но и выполняют соответствующие игровые действия. Ведущего выбираем по считалочке; на кого покажет картинка или дирижёрская палочка. Эти игровые приёмы активизируют и увлекают воспитанников, повышают их внимание, улучшают качество запоминания музыкального материала.

Учу детей различать музыкальные произведения, в которых использованы почти одинаковые средства музыкальной выразительности, слышать окраску мажорного и минорного ладов, не отожествляли это с весёлой и грустной музыкой. Объясняю это на примерах весёлой музыки, написанной в минорных тональностях. Я обучалась на курсах преподавателя Государственного музыкально - педагогического института им. Гнесиных (академия музыки имени Гнесиных), научного руководителя многих фольклорных экспедиций по нашей области, кандидата педагогических наук С.Л.Браз по теме «Народные песни Кировской области». Особенно полюбились ложкарям самобытные хороводные песни Уржумского и Верхнекамского районов «Как по логу, по ложечику», «Во поле берёзонька стояла», «На горе, горе петухи поют», «Диль-диль, перепёлочка»; плясовые и шутливые Кумёнского района «Как повадился коток», «Баю-баю, забываю»… Если воспитанники затрудняются в узнавании знакомой песни (например, песня исполняется на слоги, или играется мелодия на музыкальном инструменте, или простукивается ритмический рисунок), тогда я предлагаю конкретное игровое действие: подпевать; подыгрывать; инсценировать; рисовать; рассказывать о характере, средствах выразительности и т.п. Дети лучше запоминают музыкальный материал, когда сами активно исполняют его, иначе говоря кратчайший путь к запоминанию - воспроизведение.

Детям нравится игра «Угадай по голосу»: играющие поочерёдно поют итальянские слова изменённым голосом: престо (быстро), лярго (медленно), форте (громко), диминуэндо (постепенно тише); названия музыкальных инструментов; фамилии композиторов и т.п. Ведущий, который сидит спиной к играющим, узнаёт и называет поющего. В игровой форме ребята быстро запоминают новый материал. Продолжая работу над понятием «тембр» играю с ложкарями в игру «Угадай инструмент». Для этого использую клавишный синтезатор «Ямаха», грамзаписи. Ребята слушают, узнают и называют смычковые, струнные, духовые, ударные, народные инструменты. Также играю с ложкарями в игру «Угадай состав исполнителей». Звучит вокальная музыка, дети узнают и называют: «Солист, дуэт, трио, хор (женский, мужской, смешанный, детский, народный…); сопрано, альт, тенор, бас; академический, народный, эстрадный вокал. II вариант. Дети слушают в грамзаписи инструментальное произведение и определяют: солист (пианист, скрипач…), дуэт, трио, ансамбль, оркестр (симфонический, народный…). При этом ребята в игровой форме быстро запоминают новый материал и повторяют знакомый.

Детское музыкальное творчество во всех видах музыкальной деятельности также способствует развитию музыкальной памяти. Побуждаю ребят импровизировать несложные мелодии, составлять простые композиции танцев для инсценировок песен, сочинять ритмические рисунки и песенки. Основная задача - помочь ребёнку поверить в свои силы, желание доставить радость другим. Младшие школьники любят придумывать простые песни о временах года: весна - на слоги «кап-кап», «чив-чив»; осень - на слоги «шу-шу» (листья падают); зима - на «у-у» (метель поёт), а более старшие - импровизировать на заданный текст. Для этого используем стихи для детей, фольклорные (интересные, доступные, понятные) произведения, которые учат понимать добро и зло, уважать старших, защищать слабых. Ребята очень любят поиграть на фортепиано. Это естественное детское желание я использую для развития умений сочинять небольшие пьесы на одном или нескольких звуках о животных (медведь - низкие звуки; птичка - высокие звуки); о средствах передвижения (самолёт - быстрый темп, трактор - медленный темп); об явлениях природы (дождь - стаккато, река течёт - легато и т.п.). Для поддержания интереса предлагаю детям сочинять пьесы более конкретного содержания: «День рождения», «Ливень» и т.п. Аналогично ложкари любят придумывать ритмические рисунки на ударных деревянных музыкальных инструментах. Во всех этих заданиях они сами определяют характер, темп, регистр, динамику, штрихи. Всегда создаю игровые ситуации, значимые для воспитанников цели сочинения: для чего, для кого. Стараюсь вовремя похвалить, подбодрить конкретно каждого ребёнка. Для закрепления этой темы провожу музыкальные игры-загадки типа «Черепаха и мышка», «Бабочка и медведь», где дети с помощью знаний о средствах выразительности определяют игровых персонажей.

Для развития музыкальной памяти использую упражнения-цепочки: стоя в кругу ребята поочерёдно поют, играют на ложках, выполняют игровые движения по музыкальным фразам. Это требует большого внимания, чтобы услышать предыдущего исполнителя и вовремя вступить.

Почти на каждом занятии мы играем в игру «Внимание»: I вариант. «Пение вслух и «про себя» (до, ре, ми, фа дети поют вслух, а далее - «про себя»); II вариант. «Угадай пропущенные звуки» (я играю на фортепиано или пою гамму на слоги, пропустив один или несколько звуков, - дети определяют и называют пропущенные звуки); III вариант. Поём гамму До мажор с названиями звуков по-разному: легато, стаккато, как колыбельную, как польку, громче, медленно, постепенно ускоряя и т.д. Аналогичные игры провожу с использованием знакомой музыки.

Углубляя знания детей о музыкальных паузах я использую заранее написанный на доске простой ритмический рисунок на одном звуке. Дети поют и играют ритм на ложках. Затем я заменяю одну или несколько нот паузами. Ребята снова исполняют этот ритм, но уже с паузами. По такому же принципу провожу игры - упражнения на знакомом музыкальном материале.

Для развития музыкальной памяти и быстроты восприятия провожу игру «Эхо»: я пою мелодию или выполняю элемент танцевального движения, исполняю на ложках ритмический рисунок или новый приём игры на ударном инструменте, - дети поочерёдно и коллективно повторяют за мной. При каждом повторении игры меняю средства музыкальной выразительности и отрывки музыкальных произведений.

Большое внимание в своей работе уделяю развитию музыкально - ритмических движений. Заучивание движений - особый вид памяти. Чтобы дети лучше запоминали движения, порядок движений я подбираю интересный, доступный, понятный музыкальный материал; использую в игровой форме художественное слово, грамзаписи, видеозаписи, костюмы, выразительный показ, поощрения. Обращаю особое внимание на развитие танцевального и игрового творчества, фантазии и воображения в передаче игровых образов, в составлении простейших композиций плясок и танцев. Например, при изучении темы «Короткие и долгие звуки» ложкари придумывают игровые движения под музыку: «восьмые» - быстро бегают «зайчики», «целые» - медленно идут «медведи» и т.п.

Для успешного решения педагогических задач провожу индивидуальную работу с родителями с целью педагогического просвещения. Во время бесед и консультаций с родителями я рассказываю, что занятия в объединении расширяют сферу музыкальной деятельности ребёнка, повышают интерес к музыке, способствуют развитию музыкальной памяти и творческих способностей. Предлагаю родителям приходить к нам на занятия. В свободное время с родителями мастерим деревянные музыкальные инструменты; придумываем костюмы; встречаемся с самодеятельными и профессиональными исполнителями; выступаем на концертах и народных гуляниях. Ансамбль постоянно участвует и побеждает в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах. Совместно со взрослыми мы установили Рекорд России и Мира на самое массовое выступление ансамбля ложкарей - 535 человек.

Ежегодно семья ансамбля пополняется. Приходят новые дети, появляются новые друзья…

Список литературы

  1. Вейс П. Ступеньки в музыку. - М.: Сов.композитор, 1993.
  2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.
  4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - М., 1982.
  5. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., 1988.
  6. Леоньтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Московский университет, 1972.
  7. Маккинтон Л. - Игра наизусть. - Л., 1967.
  8. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М.: Просвещение, 2000.
  9. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: (Первая книга учителя). - М.: Педагогическое общество России, 1999.
  10. Поплянова Е. А мы на уроке играем. - М.: Новая школа, 1994.
  11. Смирнов А.А. Психология запоминания. - Л., 1948.
  12. Финкельнетейн. Музыка от А до Я» - С-П., 1993.